АООП НОО с ЗПР 7.2
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа начального общего образования БМА ОУ СОШ № 23 (далее – АОП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации, планируемым результатам освоения АОП НОО обучающихся с ЗПР и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПООП НОО обучающихся с ЗПР).
Адаптированная образовательная программа начального общего образования (вариант 7.2.) определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования обучающимися с задержкой психического развития, примерные условия образовательной деятельности.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Вариант 7.2. предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на следующем уровне основного общего образования.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2. АООП НОО в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР разработана совместно с Советом школы и педагогическим коллективом, рассмотрена на заседании педагогического совета, на общем родительском собрании, утверждена приказом директора школы и представлена на сайте в сети Интернет.
При разработке АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития учитывалась специфика образовательного учреждения, а также социальный заказ,
запросы родителей обучающихся.
АОП НОО БМАОУ СОШ №23 выполняет следующие функции:
− структурирует содержание образования в единстве всех его составляющих компонентов – содержательных, методологических, культурологических, организационных;
− определяет педагогические условия реализации содержания образования, требования к объему, темпам и срокам прохождения учебного материала;
− определяет подходы к содержанию и формам реализации контрольно-диагностической функции, базирующейся на современных мониторинговых технологиях оценки качества образования;
− определяет ресурсы эффективности образовательной деятельности: уровень профессионально-педагогической подготовки коллектива, состояние образовательной среды школы, систему воспитательной работы, организацию и содержание внеурочной деятельности, уровень методической обеспеченности и степень информатизации образовательной деятельности.
Содержание АОП НОО школы отражает требования ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с задержкой психического развития и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
1. пояснительную записку;
2. планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной образовательной программы начального общего образования;
3. систему оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
II. Содержательный раздел.
Содержательный раздел включает:
1. программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития;
2. программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
3. программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с задержкой психического развития;
4. программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
5. программу коррекционной работы;
6. программу внеурочной деятельности.
III. Организационный раздел.
Организационный раздел включает:
1. учебный план начального общего образования;
2. план внеурочной деятельности;
3. календарный учебный график;
4. систему условий реализации адаптированной основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития
Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.
АОП НОО предусматривает:
− достижение результатов освоения АОП НОО обучающимися с задержкой психического развития;
− выявление и развитие способностей обучающихся с задержкой психического развития через систему дополнительного образования и систему проектно-исследовательских технологий, активной социальной практики;
− участие обучающихся с задержкой психического развития и их родителей, педагогов и общественности в развитии внутришкольной социальной среды;
− проектирование образовательной деятельности на принципах системно-деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
− создание условий для самореализации обучающихся с задержкой психического развития в разных видах деятельности.