Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушениями интеллекта
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с нарушениями интеллекта разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с нарушениями интеллекта и ФАООП УО.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с нарушениями
интеллекта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).
В соответствии с ФАООП УО образовательные организации
самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированную основную
общеобразовательную программу.
Содержание
АООП УО представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный
план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная
рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной
работы), определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования обучающихся с нарушениями интеллекта.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее
― АООП) образования обучающихся с нарушениями интеллекта ― это общеобразовательная
программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с нарушениями интеллекта разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ―
Стандарт) обучающихся с нарушениями интеллекта.
В основу разработки АООП для обучающихся с нарушениями
интеллекта заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению
АООП для обучающихся с нарушениями интеллекта предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с нарушениями интеллекта возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании
того, что развитие личности обучающихся с нарушениями интеллекта школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
Для обучающихся с нарушениями интеллекта реализация
деятельностного подхода обеспечивает:![]()
придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных
областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования обучающихся с нарушениями
интеллекта положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип коррекционно-развивающей направленности
образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
принцип практической направленности, предполагающий установление
тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью
обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для
решения практико ориентированных задач;
принцип воспитывающего обучения, направленный на
формирование у обучающихся нравственных представлений (правильно/неправильно;
хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов поведения в разных
социальных средах;
онтогенетический принцип;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от
младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования,
обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между
отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип учета возрастных особенностей обучающихся,
определяющий содержание предметных областей и результаты личностных
достижений;
принцип учета особенностей психического развития разных
групп обучающихся с нарушениями интеллекта
принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с нарушениями интеллекта всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.