Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(далее - АООП НОО обучающихся с ЗПР) - это образовательная программа,
адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с ЗПР (далее - АООП НОО обучающихся с
ЗПР) разработана в БМАОУ СОШ № 23 в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре,
условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с
ЗПР, а также с учётом образовательных потребностей и запросов участников
образовательного процесса, рассмотрена педагогическим советом школы.
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение,
цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с
ЗПР образовательной организацией, а также способы определения достижения
этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО;
• систему оценки
достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее
содержание начального общего образования и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов:
• программу
формирования универсальных учебных действий у обучающихся с
ЗПР;
• программы отдельных
учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
• программу
духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
• программу
формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
• программу
коррекционной работы;
• программу
внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки
организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
АООП НОО.
Организационный раздел включает:
• учебный план
начального общего образования;
• систему
специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и
реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и
реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями
в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• условиям
реализации АООП НОО;
• результатам
освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и
реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится
на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного
возраста определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.![]()
![]()
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
• придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
• прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;![]()
• существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
• обеспечение
условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное
усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ЗПР положены
следующие
принципы:
• принципы
государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип
учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип
развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
• принцип
преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего
образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
• принцип
целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а — «образовательной области»;
• принцип
направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им
предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип
переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности
в реальном мире;
• принцип
сотрудничества с семьей.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР —
обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством
создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих
основных задач:
• формирование
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с
ЗПР (нравственное, эстетическое, социальноличностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и
укрепление здоровья обучающихся;
• достижение
планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
• создание
благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
• минимизация
негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с ЗПР
для освоения ими АООП НОО;
• обеспечение
доступности получения начального общего образования;
• обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
• использование
в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного
типа;
• выявление
и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно- оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• участие педагогических работников, обучающихся, их
родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды.
АООП НОО разработана в одном варианте : 7.1
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования
к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее
освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального
общего образования1 (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы
предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы
коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями
реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с
педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для
каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, И11Р.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР
осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации