1
1. Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа художественной направленности «Квиллинг» (далее
Программа) разработана в соответствии со следующей нормативной базой:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «О Концепции
развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Приказом Минпросвещения России от 27 июля 2022 года N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Актуальность: • в рамках Волонтерского трека Экоотрядам предложено принять
участие в ежемесячных образовательных мероприятиях от наставников по теме
месяца. После получения образовательных материалов Экоотрядам необходимо
разработать и провести собственные экологические мероприятия, направленные на
решение экологических проблем, связанных с тематикой месяца. По итогам работы
будет создан рейтинг Экоотрядов России.
Новизна данной Программы заключается в том, что участие во всероссийском
проекте «На связи с природой» станет для участников возможностью создать
экологические отряды на базе первичных отделений Движения
присоединиться
Проекта
и
к
к
волонтерскому
заповедному
треку (далее
—
первых
Волонтерский
и
трек)
треку (далее — Заповедный трек) Проекта.
Цель: участие в волонтерском треке экоотрядов позволить развивать познавательную
деятельность обучающихся
Задачи:
1. Ежемесячно выполнять задания от организаторов волонтерского трека Экоотрядов
на базе первичного отделения РДДМ
2.Провести ряд самостоятельно инициированных мероприятий на базе БМАОУ СОШ
2
№23
2. Объем
Срок реализации Программы 1 год, 34 часа
3. Тематическое планирование
Месяц
Тематика
Сентябрь
Месяц заботы о лесе – мероприятия по лесовосстановлению
в
регионе;
Октябрь
Месяц без бумаги – мероприятия, направленные на сбор и
переработку бумаги;
Ноябрь
Месяц заботы о птицах – мероприятия по подготовке к
зимовке птиц;
Декабрь
Месяц подготовки к Новому году – мероприятия по
экологичному
празднованию Нового года;
Январь
Месяц заповедных территорий – мероприятия по изучению
и
взаимодействию с заповедными территориями;
Февраль
Месяц экологичного образа жизни – мероприятия,
направленные на
экологизацию жизни;
Март
Месяц чистой воды – мероприятия, направленные на
бережное
отношение к воде;
Апрель
Месяц Земли – мероприятия, направленные на заботу о
планете и
окружающем мире.
3
Учебный план
Раздел /темы
Количество часов,
Формы
аттестации,
контроля
всего
теория
практика
Раздел 1 Как устроен растительный мир и чем ему помочь (2 ч.)
Классификация растительных
2
1
1
Оформление стендовой
сообществ.
Растительные
презентации
сообщества, расположенные на
«Растения,
территории
п.Кедровка
встречающиеся на
Свердловской
области.
территории поселка
Поддержание
растительного
Кедровка,
сообщества.
Восстановление
Свердловской области»
растительного
сообщества.
Вовлечение в поддержание и
восстановление
леса.
Оформление
стендовой
презентации.
Раздел 2 Разумное потребление (16 часов)
Экология как наука.
4
1
3
Подготовка
Экологические факты и цифры
презентации и
Виды экологических проблем.
выступление на
Глобальные и региональные
Конференции по
экологические проблемы.
экологическим
Понятие природных ресурсов.
проблемам
Исчерпаемые ресурсы и
Свердловской области
неисчерпаемые ресурсы
участие в первой сессии
Разумное потребление
Краевой школы лесной
природных ресурсов
экологии (ноябрь)
Рациональное и
нерациональное использование
природы. Условия устойчивого
развития Ресурсосбережение
Применение навыков в
природоохранной
деятельности. Акция о
сбережении электроэнергии
(стендовая презентация).
Знакомство с этапами научноисследовательской
деятельности.
Раздел 3 Переработка и утилизация отходов (8 часов)
Проблема переработки отходов.
8
2
6
Участие в Акция
Виды отходов. Вторая жизнь
«Сохраним птиц –
мусора.
Экологически
сохраним леса»
безопасные
способы
утилизации
отходов.
Экологический
мониторинг.
4
Составление
экологических
памяток. Применение знаний в
практической
природоохранной деятельности
( акция «Сохраним птицсохраним леса»)
Раздел 4 Как предотвратить природные пожары (16 часов)
Пожар
экологическое
8
бедствие. Причины природных
пожаров
и
способы
предотвращения пожаров. Роль
человека в возникновении
пожаров.
Информационнопросветительская деятельность
о
пожарах.
Профилактика
природных пожаров. Просмотр
видеофильма:
Работы
по
лесовосстановлению
в
Березовском
лесхозе.
Анкетирование школьников и
родителей. Акция «Сохраним
лес живым», «Не дадим лес в
обиду».
Изготовление
листовок. Размещение баннеров
. Акция «Эколята -юные
защитники природы»
Раздел 5 Зеленая мобильность (10 ч.)
Экологическая
опасность
10
различного вида транспорта.
Экологичность
железнодорожного,
водного,
авиа- и авто- вида транспорта.
Роль автотранспорта в жизни
человека . Альтернативные
способы
мобильности
.
Значение сельского хозяйства и
промышленности в жизни
человека. Практическая работа
( Выбор способов мобильности
. Привычка к осознанному
выбору способов мобильности.
Раздел 6 Заповедники и другие ООПТ (2 часов)
4
4
Участие в Акция «Не
дадим лес в обиду»,
участие во второй
сессии «Краевой школы
лесной экологии»
(февраль
6
4
Подготовка
агитбригады и
выступление на
школьном радио
Антропогенные
факторы
среды. Виды природоохранной
деятельности
человека.
Особоохраняемые природные
территории.
Заказники
и
заповедники Урала и РФ.
Истории создания Красной
книги. Растения и животные
1
1
Экологический десант ,
участие в акции
«Сохраним лес живым»
2
5
Красной книги Свердловской
области Посещение районного
краеведческого
музея.
Экскурсия и
экологический
десант на Шиловский пруд в
г.Березовский
Итого
34
15
19
4. Организационные условия
Число и продолжительность занятий в день – 1 по 40 мин.
Форма обучения – очная.
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Количество обучающихся – 10-15 человек.
Возраст обучающихся: 10-17 лет.
Место проведения занятий – учебный кабинет, пришкольный участок БМАОУ
СОШ№23.
Помещение для занятий детей школьного возраста размещается в двухэтажном
здании БМАОУ СОШ № 23. На первом этаже здания размещены гардероб, раздельные
туалеты для мальчиков и девочек. Для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями
здоровья
имеется
беспрепятственный
вход,
кнопка
вызова,
оборудованы туалеты на первом этаже здания.
Площадь учебного кабинета для занятий обучающихся художественным
творчеством по Программе составляет не менее 2,0 м 2 на одного обучающегося.
Используемые в помещениях строительные и отделочные материалы безвредны
для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки устойчивы к проведению
уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Потолки,
стены и полы всех помещений гладкие, без нарушения целостности и признаков
поражения грибком.
Светопроемы
солнцезащитными
помещения
устройствами
для
типа
занятий
жалюзи
оборудованы
светлых
регулируемыми
тонов.
Материал,
6
используемый для жалюзи, стоек к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.
Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность предусматривается
левосторонней. В учебном кабинете на рабочих местах при организации общего
искусственного освещения обеспечивается уровень освещенности люминесцентными
лампами 300 - 500 лк, в рекреациях – не менее 150 лк.
Для искусственного освещения предусматривается использование ламп по
спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Учебная
доска,
не
обладающая
собственным
свечением,
обеспечена
равномерным искусственным освещением. Все источники искусственного освещения
содержатся в исправном состоянии.
Температура воздуха в помещениях соответствует следующим параметрам:
- в учебном кабинете - 20-22°С;
- в вестибюле, гардеробе - 18-22°С;
- в медицинском кабинете - 20 - 22°С.
Для контроля температурного режима помещение для занятий оснащено
бытовым термометром.
Относительная влажность в помещении составляет 40-60%, скорость движения
воздуха не более 0,1 м/с.
Ограждающие устройства отопительных приборов выполнены из материалов, не
оказывающих вредного воздействия на человека.
Количество необходимого воздуха на одного обучающегося в учебном кабинете
– не менее 20 м3/ч.
Помещение для занятий ежедневно проветривается. Сквозное проветривание
помещения в присутствии детей и проветривание через туалетные комнаты не
допускается. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания
составляет не менее 1/50 площади пола. Плоскость открытия окон обеспечивает режим
проветривания, с учетом поступления воздуха через верхнюю часть окна.
Мебель и система хранения, используемые в процессе обучения по Программе,
представлены в следующей таблице.
7
№
Название мебели/системы хранения
Количество, шт.
п/п
1
Стол педагога
1
2
Кресло для педагога
1
3
Доска классная
1
4
Парта школьная
14
5
Стул ученический для начальной школы
15
6
Шкаф для учебных пособий полуоткрытый
1
Технические средства обучения, используемые в процессе обучения по
Программе, представлены в следующей таблице.
№
Название технического средства
п/п
обучения
Количество, шт.
1
Компьютер
1
2
Мультимедиапроектор
1
3
Экран настенный
1
4
5. Педагогические условия
Должностные
Осуществляет
обязанности
дополнительное
педагога
образование
дополнительного
обучающихся,
образования.
воспитанников
в
соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную
творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка,
секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по
сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы
(обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности,
используя современные образовательные технологии, включая информационные, а
также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
8
достижения в области методической, педагогической и психологической наук,
возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных
технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.
Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и
программы занятий, обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности
обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых
профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности
обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает
в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой,
обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч.
текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую
поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также
обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие
обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, других формах методической
работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных
и
других
мероприятий,
предусмотренных
образовательной
программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи
родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах
своей компетенции. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся,
воспитанников во время образовательного процесса. Обеспечивает при проведении
занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы
Российской
Федерации;
законы
и
иные
нормативные
правовые
акты,
9
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы
их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов;
содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного
образования детей, научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой,
оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков,
секций,
студий,
клубных
объединений;
деятельность
детских
коллективов,
организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические
технологии
продуктивного,
дифференцированного,
развивающего
обучения,
реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного
возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии
педагогической
диагностики;
основы
работы
с
персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
(бакалавриат) или среднее профессиональное образование (программы подготовки
специалистов среднего звена) в области, соответствующей профилю детского
объединения без предъявления требований к стажу работы. Либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка)
по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы
или
(профиль)
дополнительное
которого
профессиональное
соответствует
образование,
направленности
направленность
Программы,
осваиваемой
обучающимися. При отсутствии педагогического образования – дополнительное
10
профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная
программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по
дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года. Особыми условиями допуска к работе
являются:
-
отсутствие
ограничений
на
занятие
педагогической
деятельностью,
установленных законодательством Российской Федерации;
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и
периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных
медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
- прохождение в установленном законодательством Российской Федерации
порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.
11