РП Химия вокруг нас 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Протокол №1 от
«30» августа 2023 г.

Директор БМАОУ СОШ
№23
Н.А. Якорнова
Приказ №188

от

«30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия вокруг нас»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений
для обучающихся 10 класса

п.Кедровка 2023

Все разделы программы тесно связаны по структуре с основным курсом
химии и биологии.
Данная

программа

способствует

развитию

у

учащихся

самостоятельного мышления, формирует умения приобретатьи применять,
полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных
качеств возможно благодаря развитию научно-познавательного интереса во
время занятий. При реализации данной программы будет задействовано
оборудование центра «Точка роста». При проведении эксперимента с
использованием оборудования центра «Точка роста», основное внимание
учащихся

будет

сосредотачиваться

не

на

сборке

и

настройке

экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов
проведения

эксперимента,

интерпретации,

накоплении

формулировке

данных,

выводов.

их

Занятия

анализе

и

интегрируют

теоретические знания, и практические умения, и навыки учащихся в едином
процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Также
занятия, предусмотренные программой курса, развивают аналитические
способности

при

проведении

практических

работ,

устанавливают

причинно-следственные связи, узнают о возможностях их применения в
медицине, пищевой промышленности, фармацевтике.
Данный курс «Химия без границ» предназначен для учащихся 10 класса
в расчете 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель программы
Развить познавательный интерес и метапредметные компетенции
обучающихся через практическую деятельность; расширить, углубить и
обобщить знания о строении, свойствах и функциях биомолекул;
сформировать устойчивый интерес к профессиональной

деятельности в

области естественных наук.
Задачи:
• расширить кругозор учащихся о мире веществ;
• использовать теоретические знания по химии на практике;

• формировать ИКТ-компетентности;

Планируемые результаты
Прохождение

курса

позволит

учащимся

достичь

следующих

результатов:
Личностные
- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- совершенствовать умения применять полученные знания для
объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки
роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы
со справочными материалами и учебной литературой, собственными
конспектами, иными источниками информации;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе

самостоятельного

использованием

различных

приобретения
источников

химических

информации,

в

знаний
том

с

числе

компьютерных;
- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде;
- развить познавательные интересы;
- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения;
Метапредметные

- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами
жизнедеятельности человека;
-

применять

полученные

знания

и

умения

для

безопасного

использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве,

решения

практических

задач

в

повседневной

жизни,

предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде;
Предметные
- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и
углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей
химии;
- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и
химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые
человеком;
- предоставить учащимся возможность применять химические знания на
практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки,
необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной
жизни;
Обучающийся научится:
•

разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,
объяснять свойства веществ на основе их химического строения;

•

применять

основные

органических

положения

веществ,

теории

важнейшие

химического

строения

функциональные

группы

органических соединений для объяснения обусловленных ими свойств;
•

классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз
жиров в технике, продукты переработки жиров;

•

давать характеристику основных типов изученных химических реакций,
возможности и направления их протекания, особенности реакций с
участием органических веществ.

•

использовать некоторые приемы проведения органического синтеза,
выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически
познакомиться со взаимным превращением соединений различных
классов;

•

практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота,
по характерным реакциям – функциональные группы органических
соединений;
Обучающийся получит возможность научиться:

•

составлять структурные формулы органических веществ изученных
классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства
изученных органических веществ, их генетическую связь, способы
получения;

•

понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия
активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы,
механизм реакции;

•

характеризовать особенности строения, свойства и применение
важнейших представителей биополимеров;

•

объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы
и крахмала на структуру и свойства полимеров.

•

распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;

•

использовать технику выполнения важных химических операций,
необходимых и при изучении других разделов химии.

Формы контроля: Контроль результатов обучения в соответствии с
данной программой проводится в форме письменных и экспериментальных

работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования по темам курса,
принимаются отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие
работы, итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие
проходит в виде научно- практической конференции или круглого стола, где
заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые
могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской
работе.
Содержание
Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории.
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ.
Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские
аптечки первой помощи в кабинете химии.
Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа . Знакомство с лабораторным оборудованием и
посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.
Классификация реактивов по действию на организм, хранение
реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического
эксперимента и его результатов.
Практическая работа. Работа с химическими реактивами. Оформление
выполнения эксперимента и его результатов.
Тема

3.

Качественный

анализ

органических

соединений.

Обнаружение функциональных групп органических и неорганических
соединений.

Качественный

анализ:

идентификация

Особенности

качественного

анализа

органических

и
и

обнаружение.
неорганических

соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.
Практическая

работа. Качественный

анализ

органических

и

неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ.

Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета,
запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной
массы.
Практическая работа. Измерение физических свойств: агрегатного
состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант,
молекулярной массы. Определение растворимости в воде, разбавленных
растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.
Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный
элементный анализ соединений.
Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях.
Качественный

элементный

анализ

соединений.

Практическая

работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение
функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов,
кислот оснований.
Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение
производных предполагаемого органического соединения и проведение
дополнительных реакций.
Практическая

работа. Изучение

взаимодействия

органических

соединений различных классов с соединениями серебра. Получение
производных предполагаемого органического соединения и проведение
дополнительных реакций.
Практическая

работа. Изучение

взаимодействия

органических

соединений различных классов с соединениями железа (III).
Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического
вещества.
Тема 4. Химия в жизни. Синтез и исследование свойств соединений.
Химия и питание. Семинар.
Витамины в продуктах питания.
Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле,
С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

Природные стимуляторы.
Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина.
Качественная реакция на кофеин.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение.
Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.
Органические кислоты. Кислоты консерванты.
Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.
Органические кислоты в пище.
щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.
Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.
Практическая работа. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара
из свеклы. Свойства сахарозы.
Углеводы в пище. Молочный сахар.
Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.
Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.
Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала.
Качественная реакция на крахмал. Свойства крахмала.
Углеводы в пище. Крахмал
Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений
и маргарине.
Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства.
Качественные реакции.
Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение
объема при смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в
растворах. Качественная реакция на одноатомные спирты.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение белков в продуктах питания.
Цветные реакции белков. Свойства белков.
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.

Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлоридионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната
и гидрокарбоната.
Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические
свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения.
Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.
Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.
Практическая

работа.

Определение

концентрации

кислорода,

растворенного в воде. Определение рН воды.
Коллоидные растворы и пища.
Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.
Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных
напитков.
Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений.
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием,
свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.
Правила безопасности со средствами бытовой химии.
Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств
санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных
веществ бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение
свойств мыла со свойствами стиральных порошков.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах.
Эфирные масла. Состав.
Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного
материала. Перечная мята, еловое масло.
Тематическое планирование

№

Название раздела

Коли

п

чество

/п

часов
1

Введение

2

Приемы

2
обращения

с

лабораторным

2

оборудованием
3

Качественный анализ органических соединений.

10

Обнаружение функциональных групп органических
соединений и неорганических
4

Химия в жизни. Синтез и исследование свойств

16

соединений
5

Химия в быту. Синтез и исследование свойств

4

соединений
И
того:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».