МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БМАОУ СОШ № 23 Приложение к основной общеобразовательной программе – образовательной программе среднего общего образования РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Педагогического совета БМАОУ СОШ№23 Директор БМАОУ СОШ №23 Протокол №1 от «30» августа 2023 г. Н.А. Якорнова Приказ №____ от «30» августа 2023 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «В мире литературы» части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений для обучающихся 11 класса п.Кедровка 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Сквозные темы русской литературы XIX века» создана в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся, является курсом по выбору обучающихся. Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578, от 29 июня 2017 г. №613), Элективный курс «Сквозные темы русской литературы XIX века» изучается с 10 по 11 классы. На изучение элективного курса отводится 1 час в неделю, общее количество учебных часов - 68, из них 34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе. Планируемые результаты освоения элективного курса: В результате изучения элективного курса «Сквозные темы русской литературы XIX века» на уровне среднего общего образования: Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться - отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; - осознавать связи литературных произведений с эпохой их написания; - выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности; - понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; - понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней; - формулировать собственное отношение к произведениям литературы, и давать их оценку; - давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; - создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; - писать рефераты, доклады, сообщения на литературные темы, творческие работы; - владеть литературоведческой - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомител ьным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; -самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты в единстве терминологией при анализе литературного произведения. - уметь воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; - раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; - раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - определять род и жанр литературного произведения; - сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; - писать творческие работы, сочинения разных жанров, - знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям; - определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений; - воспринимать целостность литературного произведения, выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль формы и содержания (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); - писать сочинения литературоведческого характера, опирающиеся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений; - проводить самостоятельную аргументированную эстетическую оценку произведения; - выполнять упражнения, помогающие соотнести знание теоретиколитературных понятий с практикой филологического анализа; - развивать логику, креативность мышления, коммуникативных функций, интеллекта. - понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода; - овладевать исследовательской деятельностью. - выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением; обладать навыками работы со справочным материалом, - обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать; - владеть коммуникативными навыками, языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка; - оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнес eiiiiocnni; -оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изображения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра; течения (классицизм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры. - самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложнопублицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой. Личностными результатами изучения курса «Сквозные темы русской литературы XIX века» являются следующие умения и качества: - формирование чувства прекрасного; - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи; - воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре; - устойчивый познавательный интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. Метапредметными результатами изучения курса «Сквозные темы русской литературы XIX века» является формирование универсальных учебных действий (УУД). - самостоятельно определять цели своего обучения; - ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; - выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - соотносить свои действия с планируемыми результатами; - осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, - корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Регулятивные универсальные учебные действия: - самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; - самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные универсальные учебные действия: - самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах; - владеть различными видами аудирования (выборочным, детальным); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения. Коммуникативные универсальные учебные действия: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; - создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; - задавать вопросы; - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Содержание элективного курса «Сквозные темы русской литературы XIX века» 10 класс - 34ч. Раздел I СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ПРОЗЫ XIX ВЕКА Модуль I. Эпизод и его функции в художественном произведении. 1. Тема любовного свидания в произведениях русских писателей XIX века. 1. Любовное свидание в произведениях Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю, Лермонтова, И.С. Тургенева, А.И. Гончарова, Н.С. Лескова. Изменение отношения к любви у героини: от благородства, жертвенности (Лиза - «Бедная Лиза», Татьяна - «Евгений Онегин», Вера «Герой нашего времени» гл. «Княжна Мери», Ася - «Ася», Наталья Ласунская - «Рудин») к рассудочности (Ольга Ильинская - «Обломов»), к желанию свободы и наслаждения жизнью (Катерина«Гроза») и далее - к хищничеству (Катерина Львовна - «Леди Макбет Мценского уезда»). 2. Сцена свидания - зеркало несостоятельности героя. Онегин - «Евгений Онегин», Ася «Ася», Наталья Ласунская - «Рудин». Любовное свидание в произведениях Чехова и Толстого. 2. Тема дуэли в произведениях русских писателей XIX века. 1. Смысл нравственных понятий «честь», «долг», «дуэль». Изменение восприятия дуэли у русских писателей (анализ эпизодов дуэли из романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир»). Новые смысловые акценты: от защиты чести - к убийству. 3. Тема бала в русской литературе. 1. Бал как явление социальной жизни общества и структурообразующий элемент культуры Х1Хвека. Первый бал Наташи Ростовой («Война и мир»). Изменение изображения бала в русской литературе 19 века. Бал как особое пространство, где обнажается сущность жизни именно потому, что участники пытаются ее спрятать. А.С.Пушкин («Евгений Онегин»), М.Ю. Лермонтов («Герой нашего времени», глава «Княжна Мери»), Н.В. Гоголь (поэма «Мёртвые души»). А.С. Пушкин - бал - «ярмарка невест»; структурообразующий элемент культуры. М.Ю.Лермонтов - обличение пошлости и бездуховности «водяного общества», отсутствие праздничной, торжественной атмосферы на балу, развитие конфликта между главными героями. Н.В.Гоголь - сатирическое и ироническое изображение провинциального общества, 2. высмеивание претензии на светскую жизнь. Бал - место разоблачения тайны Чичикова. 4. Роль снов в раскрытии идейного содержания литературного произведения. 1. Воплощение в снах психологического мира героев произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова. 2. Сон как образный и смысловой ключ к пониманию композиции и идеи произведения. А.И. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н. Г. Чернышевский «Что делать?» Модуль II. Основные типы героев литературы XIX века 1. Деловой человек в русской литературе XIX века Эволюция образа делового человека в русской литературе. Три типа делового человека: «государственные люди» - Фамусов, Сперанский, Андрей Болконский (попытка стать деловым человеком) и др.; «удачливые карьеристы» - Скалозуб, Штольц, Глумов и др., мелкие чиновники Молчалин, Акакий Акакиевич, Чичиков и др. Деловой человек - нелюбимый герой русской литературы. Почему? 2. Лишний или странный человек в русской литературе XIX века. Эволюция «лишнего человека» в литературе 19 века. Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов. От венешней активности к самоанализу, глубокой рефлексии и полной апатии. Причины пристального внимания к этому типу героя в русской литературе. 3. Любимая героиня русской литературы XIX века. Женщина - любимая героиня русских писателей 19 века. Почему? Глубина и цельность натуры Татьяна Лариной; естественность, полное отсутствие фальши, душевная щедрость, открытость, обояние Наташи Ростовой; высокие нравственные качества Княжны Марьи; сила характера, готовность к жертве, стремление к высоким идеалам Елены Берсеневой. 4. Маленький человек в русской литературе XIX века. 1. Маленький человек А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя («Медный всадник», «Петербургские повести»). Роль пейзажа и художественной детали в раскрытии образа «маленького человека». 2. Философия жизни маленького человека (аллегорический взгляд Салтыкова-Щедрина). «Премудрый пескарь». 3. Переоценка ценностей маленького человека перед лицом смерти. Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича». 4. Маленький человек большой души. Ф.М. Достоевский «Бедные люди». 5. Маленький человек в произведениях А.П. Чехова. От сочувствия к обличению. Осмеяние человеческих пороков - ханжества, лицемерия, раболепства, мелочности, скупости и др. Маленький человек сегодня. «Матренин двор» А.Солженицына, повесть «Медея и ее дети» Л.Улицкой и др. Раздел II СКВОЗНЫЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX ВЕКА Модуль I. Тема поэта и поэзии в лирике XIX века 1. Тема творчества как одна из основных в поэзии А.С. Пушкина. Поэзия как высокий дар, способность «глаголом жечь сердца людей», трудное ответственное дело. Смысл истинной поэзии быть жизнеутверждающей, пробуждать «чувства добрые» («Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др.). Два «Пророка». Доминанты в поэтическом осмыслении участи поэта в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Классицистическая традиция в пушкинском «Пророке». Романтизм как основа лермонтовского мироощущения. Поэт и общество, смысл и предназначение поэзии в стихотворениях М.Ю. Лермонотова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Журналист, читатель и писатель», «Смерть поэта». 2. Поэт - не только пророк, наделенный даром Божьим, но и человек, остро чувствующий свое время, находящийся в сложных взаимоотношениях с властью, народом, страдающий от одиночества и непонятости («Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный», «Поэту», «Эхо» и др.). 3. Образ памятника как символ осмысления значимости своего поэтического дарования. Сопоставление двух «программных» стихотворений - «Памятник» (1795) Г.Р. Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) А.С. Пушкина. А.С. Пушкин как «преемник» Г.Р. Державина. Пушкинское стихотворение должно открыться школьникам не как манифест, а как «тихое», почти интимное произведение, в котором поэт честно оценивает свое творчество и в тяжелый для него кризисный период жизни признает правильность выбранного пути. 4. Гражданское звучание темы поэта и поэзии в лирике Н.А. Некрасова. Образ музы в стихотворениях «Вчерашний день, часу в шестом...», «Муза». Представление Н.А. Некрасова о назначении поэта, образ поэта как служителя народа («Блажен незлобливый поэт», «Поэт и гражданин», «Памяти Шиллера» («Поэту»), «Элегия»). Модуль II. Мотивы свободы и воли в русской поэзии XIX века 1. Связь мотивов с историческим контекстом (политическим, социальным, личностно биографическим). Роль восстания декабристов и их общественных воззрений в судьбе А.С. Пушкина («Вольность», «Арион», «Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд...» и др.). Декабристские традиции в ранней лирике М.Ю. Лермонтова («Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян», «Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» и др.) 2. Соотношение понятий «свобода» и «воля». Философское звучание темы свободы в поэзии А.С. Пушкина («К морю») и В.А. Жуковского («Море»), Ф.И. Тютчева («Море», «Конь морской»). Связь образа моря со стихией свободы. Фольклорные истоки понимания воли в творчестве М.Ю. Лермонтова. Воля как исконно природное начало, составляющее безмерную, абсолютную ценность бытия и личности, не совместимое с современной цивилизацией. («Желанье», «Кинжал», «Новгород», «Мцыри»). Восприятие жизни в современном обществе как социального и духовного рабства («Дума», «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»). Мотив «неволи» в «тюремном цикле» М.Ю. Лермонтова («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). 3. Политический смысл свободопризывной лирики Н.А. Некрасова. Крепостное право в осмыслении поэта. Двойственное отношение к порабощенному народу («Свобода», «Забытая деревня» и др.). Сопоставление стихотворений «Душно! Без счастья и воли...» Н.А. Некрасова, «Душно! иль опять сирокко.» А.Н. Майкова и «Кто, волны, вас остановил.» А.С. Пушкина. Модуль III. Тема Родины в поэзии XIX века 1. Взаимосвязь темы Родины в поэзии А.С. Пушкина с историческими темами и образами. Интерес поэта к историческому прошлому России и ее народа. Переплетение истории Родины с личной судьбой поэта в стихотворениях «Воспоминания в Царском селе», «Была пора: наш праздник молодой» и др. Общее и различное в стихотворениях «Воспоминания в Царском селе» А.С. Пушкина и «Осенней позднею порою» Ф.И. Тютчева. 2. Дом, детство как ценностные опоры патриотического чувства М.Ю. Лермонтова («1830 год. Июля 15-го», «Как часто, пестрою толпою окружен...»). Образ Москвы как воплощение древней славной столицы («Панорама Москвы», «Сашка»). Противоречивое, необъяснимое чувство любви к родине как новый подход к теме («Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива.»). Лермонтовская традиция в образах России Ф.И. Тютчева («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять») и А.А. Блока. Модуль IV. Мотив покоя в русской поэзии XIX века 1. Мотив покоя в лирике В.А. Жуковского. Элегическое звучание мотива в ранней поэзии («Сельское кладбище», «Опустевшая деревня»). Философский смысл мотива в стихотворении «Вечер». Покой как внутреннее созерцание, приближающее человека к вечности («Послание Элоизы к Абеляру»). Покой как напоминание об утраченной полноте мироощущения («Идиллия» 1806). Покой как воссоединение с героическим прошлым («Песня барда»). Евангельский контекст мотива в «Послании Филалету». Воссоединение человека в акте творчества с его внутренним «я», с природой, с Родиной, мирозданием, Богом как одна из основных функций мотива покоя в творчестве В.А. Жуковского. 2. Философский смысл мотива покоя в поэтической картине мире А.С. Пушкина и Е.А. Баратынского. Романтическая традиция восприятия категории покоя. Антитеза «покой - счастье» («Пора, мой друг, пора!», «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Разлука», «Безнадежность», «Две доли» «Родина» Е.А. Баратынского). 3. Покой как утрата страстей и воли в ранней лирике М.Ю. Лермонтова. Полемическое отношение к покою в поэзии Лермонтова до 1937 года («Поток», «Я видел тень блаженства», «Парус»). Близость мотивов покоя и смерти в ранней лирике М.Ю. Лермонтова («1830. Майя. 16 число», «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови», «Челнок»,«По произволу дивной власти», «Что толку жить!»). Покой как состояние долгожданного отдыха, тишины в лирике с 1937 года («Дары Терека», «Утес», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Последнее новоселье», «Спор», «Из Гете», «Выхожу один я на дорогу.»). Модуль V. Женские образы - адресаты любовной лирики XIX века 1.Василий Андреевич Жуковский и Мария Андреевна Протасова. История любви, полная драматизма. Идеальный образ возлюбленной в стихотворениях «К ней» (1811), «Песня» (1808), «Песня» (1811), «Признание», «19 марта 1823». Романтическое мироощущение В.А. Жуковского в любовной лирике. 2. Лирические адресаты любовной лирики А.С. Пушкина. Реальнобиографическая основа стихотворений о любви (составление реального комментария). Екатерина Павловна Бакунина («Желание»). Евдокия Ивановна Голицына («Краёв чужих неопытный любитель.», «Простой воспитанник природы»,«К ***»). Мария Николаевна Раевская («Редеет облаков летучая гряда.», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «На холмах Грузии.»). Елизавета Ксаверьевна Воронцова («Сожженное письмо», «Желание славы», «Талисман», «Все в жертву памяти твоей», «Прощанье»). Анна Петровна Керн («Я помню чудное мгновенье»). Елена Михайловна Завадовская («Красавица»). Екатерина Николаевна Ушакова («Ек. Н. Ушаковой»). Анна Алексеевна Оленина («Её глаза», «Ты и вы», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный.»). Наталья Николаевна Гончарова («Мадонна»). Любовь в лирике А.С. Пушкина как светлое чувство, божественный дар. 3. Тема любви в поэзии М.Ю. Лермонтова. Любовь как высокое чувство, но неразделенное или утраченное. Мотив разочарования в любви и возлюбленной. Реальные адресаты стихотворений о любви. Варвара Александровна Лопухина («К Л. -» («У ног других не забывал»), «К*» («Мы случайно сведены судьбою»), «К*» («Оставь напрасные заботы»), «Она не гордой красотою...», «Слова разлуки повторяя...», «Валерик», «К*» («Мой друг, напрасное старанье...»), «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою.»), «Расстались мы, но твой портрет.»). Екатерина Александровна Сушкова (стихотворения «Сушковского цикла»: «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор», др. назв. — «Черноокой»), «Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем.», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор.»), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног других не забывал»), «Я не люблю тебя, страстей...», «Еврейская мелодия» («Вверху одна горит звезда.»), «Нет! — я не требую вниманья.» и «Прости, мой друг!.. как призрак, я лечу»). Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова («К портрету» («Как мальчик кудрявый, резва»). Наталья Федоровна Иванова (стихотворения «Ивановского цикла»: «Н. Ф. И .....вой», «Н. Ф. И.», «Романс к И...», «К ***» («Всевышний произнес свой приговор»), «Когда одни воспоминанья...», «К чему волшебною улыбкой...», «1831-го июня 11 дня», «Не удалось мне сжать руки твоей.», «Видение» («Я видел юношу: он был верхом.»)) 4. «Роман в стихах» Денисьевского цикла Ф.И. Тютчева. Драматизм любовных взаимоотношений. Реально-биографическая основа стихотворений. 5. Любовная лирика Н.А. Некрасова. «Панаевский цикл». Романизация любовной лирики. Живой, яркий, сложный характер лирической героини цикла. Противоречивость и непредсказуемость любовных отношений. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 10 класс № Тема (раздел) п/п 1 Модуль I Эпизод и его функции в художественном произведении 2 Модуль II Основные типы героев литературы XIX века 3 Модуль III Тема поэта и поэзии в лирике XIX века 4 Модуль IV Мотивы свободы и воли в русской поэзии XIX века 5 Модуль V Тема Родины в поэзии XIX века 6 Модуль VI Тема покоя в русской поэзии XIX века 7 Модуль VII Женские образы - адресаты любовной лирики XIX Итого: Количество часов на изучение 7 11 4 3 2 3 4 34ч. 11 класс Тема (раздел) № п/п 1 Модуль1 Русская реалистическая проза начала ХХвека 2 Модуль II Поэзия Серебряного века 3 Модуль III Литература революции и Гражданской войны 4 Модуль IV Возвращенная литература 5 МодульV Литература о Великой Отечественной войне 6 Модуль VI Поэзия 70-90-х гг. 7 Модуль VII Русская проза 50-90-х гг. Итого: Количество часов на изучение 5 8 3 3 8 4 3 34ч.