МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Директор БМАОУ
СОШ №23
Протокол №1 от «30» августа
2023 г.
Н.А. Якорнова
Приказ № 188 от «30» августа
2023 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология. К совершенству шаг за шагом»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
для обучающихся 10 класса
п.Кедровка 2023
I.
Пояснительная записка
Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, на основе
образовательного минимума содержания биологического образования для основной школы и в
соответствии с учебным планом.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели:
1) повышение качества биологического образования на основе применения современных
информационно-коммуникационных технологий.
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых
заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
3) воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами,
позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью
других людей;
Задачи:
1) расширение и углубление теоретических знаний биологии на молекулярногенетическом и клеточном уровнях организации жизни, являющихся основой
функционирования живых систем, установление морфофункциональной связи
структур клетки и их функций; выявление единства организации клетки и ее жиз недеятельности;
2) углубление и конкретизация знаний структурной биохимии, как основы понимания
внутриклеточных потоков вещества, энергии и информации;
3) развитие аналитических способностей и исследовательских навыков учащихся;
4) развитие умения осуществлять информационный поиск и умения применять на
практике полученные знания;
5) закрепление умения учащихся на разных уровнях: воспроизведения знания, применения
знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях в соответствии с «Требованиями
к выпускникам средней школы»;
6) формирование у учащихся целостной научной картины мира и понятия о биологии
как активно развивающейся науке;
7) помощь учащимся в выборе образовательного маршрута, соответствующего его
профессиональным предпочтениям;
8) поддержание и развитие умения учащихся сосредотачиваться и плодотворно
целенаправленно работать в незнакомой обстановке, работать в заданном темпе, быть
мотивированными на получение запланированных положительных результатов.
2
Общая характеристика элективного курса
Программа предметного курса «К совершенству шаг за шагом» часов адресована
учащимся 10-11 классов образовательных учреждений любого профиля, решивших
систематизировать и углубить знания по биологии, определиться с выборомбудущей
профессии.
Данный курс способствует развитию самостоятельности и ответственности выпускников
в достижении результатов по выбранному образовательному маршруту, соответствующему
его профессиональным предпочтениям и является вкладом в реализацию ПНПО
(Приоритетного национального проекта Образования) и соответствует требованиям ФГОС.
В основу предметного курса «К совершенству шаг за шагом» положено
высказывание, что научить ничему нельзя, можно только научиться. Поэтому курс построен как
поэтапная самообразовательная деятельность учащихся с регулярным текущим анализом и
самоанализом ее результатов.
Программа нацелена на углубление базовых знаний школьников по биологии, формирование
биологического, медицинского и экологического мышления
Программа данного курса актуальна в условиях профилизации обучения и может
способствовать выбору учеником профиля дальнейшего обучения в высшей школе.
Курс может проводиться как в 10 классе (34 часа) так и в 11 классе. Программа реализуется в
сетке часов.
Предлагаемый курс может быть рассчитан на 68 часов или на 34 часа, в
зависимости от потребностей учащихся и возможностей школы.
Курс опирается на основные знания, полученные учащимися при изучении курсов
«Растения», «Бактерии. Грибы. Вирусы», «Животные», «Человек», а также вопросов
цитологии, экологии, эволюционного учения и генетики в курсе «Общая биология»,
интегрирует и расширяет их.
Большинство занятий проводится в виде практических работ, собеседований, коллоквиумов
и пр., с использованием имеющейся в школе наглядности.
Самостоятельная работа учащихся организуется учителем в разных направлениях.
Повторение ранее изученного в основной школе материала необходимо для подготовки к
итоговой аттестации. Однако изучение объемного и достаточно сложного для учащихся курса
«Общая биология» не оставляет времени на текущее системное повторение во время учебного
процесса. Кроме того, повторение и осмысление ранее изученного с позиций генетики,
экологии, эволюционного учения и пр. дает выпускникам более полную естественнонаучную
картину мира, способствует миропониманию адекватному научному знанию.
Самообразование учащихся может идти с использованием различных источников
информации, но их анализ, оценивание, интерпретация фактов, требуют обсуждения с
товарищами и учителем, что возможно и предусматривается на занятиях элективного курса.
Инновационные и традиционные методы, применяемые учителем, обеспечивают условия для
поэтапной самостоятельной деятельности учащихся. Использование различных видов обратной
связи, в том числе тестовых заданий, поможет учащимся четко отрабатывать знания,
заложенные в обязательном минимуме содержания образования и требованиях к уровню
подготовки выпускников, не отвлекаться на изучение второстепенных вопросов при
существующем дефиците времени.
Рефлексия, обсуждения с одноклассниками результатов промежуточных тестирований
поможет выпускникам скорректировать свою познавательную самостоятельную деятельность.
Другое направление данного курса – оказание помощи учащимся при самоподготовке через
формирование и дальнейшее развитие метапредметных умений. Например, работая с текстом
и рисунками учебника, производить разметку текста (инсерт), устанавливать взаимосвязи,
определять логическую последовательность, делать выводы и т.д.
3
Используя дополнительные источники информации (компьютерные программы, интернет,
электронный учебник, материалы СМИ, видеозаписи и др.), осуществлять интеграцию знаний,
устанавливать причинно-следственные связи, моделировать и прогнозировать, графически
оформлять полученную информацию и т. д.
Результативность этой пошаговой самостоятельной работы выясняется на индивидуальных и
групповых консультациях, в работе малых групп и выступлениях учащихся в ходе
практикумов, коллоквиумов, собеседованиях и др. Умение публичного выступления
оказывается очень значимым в общении учеников, формировании самооценки.
Критерием качества любых знаний и сформированности умений выпускников являются
практические занятия по решению познавательных задач в знакомой, новой и измененной
ситуациях. Решение задач по биохимии клетки, генетике, экологии и т. д., является
самостоятельной работой, но их анализ, обсуждение с одноклассниками и учителем, открывают
перед учеником новые перспективы.
Блоки в курсе можно компоновать по-разному, в зависимости от конкретныхусловий, а
также можно оставить только те темы, блоки, материал которых меньше усвоен
учащимися.
Применение ИКТ (информационно-компьютерных технологий) приветствуется, т.к.
помогает быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
В каждом блоке курса предполагается повторение материала, промежуточноетестирование
по теме с включением отдельных тестовых заданий из других уже проверенныхтем, итоговое
тестирование по теме на различные виды деятельности учащихся и отработке учебных
умений, чаще используемых и более соответствующих этому блоку.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа данного курса рассчитана на два года обучения.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения обучающимися программы по биологии являются:
1) Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки.
2) Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения: осознание
потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
3) оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
4) оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.
5) Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
6) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях, и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде;
7) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
8) усвоение гуманистических и традиционных ценностей российского общества;
9) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
10) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
4
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
11) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
12) сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование
личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности
глобальных проблем человечества;
13) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям и образу жизни других народов;
14) освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
15) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора;
16) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
17) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
18) усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на
транспорте и на дорогах;
19) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной
жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
20) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения обучающимися программы по биологии являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты;
3) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
6) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
8) умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
5
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции).
10) Самостоятельное обнаружение и формулировка учебной проблемы, определение цели
11) учебной деятельности, выбор темы проекта.
12) Выдвижение версии решения проблемы, осознание конечного результата, выбор из
предложенных и самостоятельный поиск средств достижения цели.
13) Составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы (выполнения
проекта).
14) Работая по плану, сверка своих действий с целью и, при необходимости, исправление
ошибок самостоятельно.
15) Анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов и явлений. Выявление
причин и следствий простых явлений.
16) Составление тезисов, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
17) Преобразовывание информации из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Предметными результатами освоения обучающимися программы по биологии являются:
1) усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для
формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,
об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости;
3) овладение понятийным аппаратом биологии;
4) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения
несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать по следствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
6) умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
7) осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической
деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности
происхождения и эволюции растений и животных;
8) овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических
объектов и процессов;
9) постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
10) формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и
глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования,
защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
11) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
II.
Содержание программы 10 - 11 класса
Введение. (3 часа)
Задачи курса. Виды заданий при итоговой аттестации. Формы самостоятельнойработы с
различными источниками информации
6
Выполнение одной из демо-версий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка выполнения теста,
анализ результатов. Рефлексия.
Тема 1. Биология – наука о живой природе. (8 часов)
Эволюция биологических систем, саморегуляция, сходство строения и функций, сходный
план передачи генетической информации и пр.
Вклад ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А. Левенгук,
Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т. Шлейден и др. Развитие
представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель, Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
• Практикум. Нахождение соответствия при повторении темы «Уровни организации живой
материи».Работа в парах.
Уровни: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционновидовой, экосистемный, биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и др.
• Практическое занятие. «Основные свойства живого». Работа с текстом, рисунками
учебника.
Рост, развитие, раздражимость, ритмичность, размножение, обмен веществ и энергии,
саморегуляция, движение, определенный химический состав. Их характеристика.
Тема 2. Клетка как биологическая система. (11 часов)
Элементарный состав клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
• Практикум. «Органические вещества в клетке. Нахождение соответствия между
строением, свойствами и функциями органических веществ в клетке».
Углеводы. Белки. Липиды. Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная,
сигнальная и др.
• Практикум. «Нуклеиновые кислоты». Решение задач по биохимии клетки. 1 час
Строение, разнообразие и функции нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция.
Биосинтез белка. Решение задач на комплементарность.
• Коллоквиум. «Структурно-функциональная организация эукариотических клеток».Работа
в парах с текстом, рисунками учебника и дополнительных источников информации.
Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции на
конкретных примерах.
• Практическое занятие. «Клетки прокариот». Сообщения учащихся по научным изданиям
и материалам СМИ.
Особенности строения прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой.
Слабое развитие мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Понятие обмена веществ. Анаболизм, его признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез.
Световая и темповая фазы. Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ – роль в
клетке. Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии.
• Практикум. «Методы изучения клетки».
Микроскопирование, центрифугирование, воздействие мутагенами, наблюдение, описание,
моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии. Клеточная
инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
Вирусы, бактериофаги и другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и
жизнедеятельности. ВИЧ-инфекция. СПИД и другие вирусные заболевания.
Тема 3. Организм как биологическая система.( 9 часов)
Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения: бесполое, половое. Способы размножения
организмов. Строение половых клеток. Оплодотворение.
Стадии развития зародыша. Сходство зародышей хордовых животных. Биогенетический закон
и его значение.
7
Развитие прямое и непрямое (полное и неполное). Влияние окружающей среды на развитие
организма (зародыша). Рудименты и атавизмы.
Носители наследственной информации – нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение. Независимое и
сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость:
комбинативная, мутационная и фенотипическая – модификационная. Их сравнение и роль в
эволюции.
• Практикум. «Решение генетических задач».
Решение задач на моногибридное, дигибридное, анализирующее скрещивание. Другие виды
наследования признаков.
• Практикум. «Составление родословной».
Наследование признаков, связанных с полом. Методы изучения наследования признаков у
человека. Изучение родословной и составление схемы генеологического древа семьи. Решение
задач.
Тема 4. Многообразие организмов. (9 часов)
• Практикум. «Основные систематические категории». Составление схем.
Предмет систематики. Искусственные и естественные системы. Принципы классификации.
Таксоны. Двойные названия для видов.
Разнообразие организмов, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и
жизни человека. Эволюция животных.
Разнообразие организмов, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и
жизни человека. Эволюция растений.
Разнообразие организмов. Особенности строения и жизнедеятельности. Роль в жизни человека
в природе. Лишайники.
• Практикум. «Использование организмов в биотехнологии». По материалам СМИ.
Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.
Направление развития биотехнологии.
Тема 5. Человек и его здоровье.( 8 часов)
Место человека в системе органического мира, гипотезы о происхождении человека. Черты
сходства и различия в строении, поведении и развитии человека и млекопитающих животных
(человекообразных обезьян).
• Коллоквиум. «Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов, систем органов
человека».
Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение
энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.
Высшая нервная деятельность.
• Практическое занятие. «Приемы оказания доврачебной помощи».
Вредные привычки. Правила личной и общественной гигиены. Доврачебная помощь.
Тема 6. Надорганизменные системы. (8 часов)
Развитие жизни на Земле. Геохронологическая таблица распределения палеонтологических
ископаемых. Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты,
кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы эволюции органического мира.
Создатели Синтетической теории эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции:
наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция, популяционные волны,
мутационный процесс, естественный отбор. Результаты эволюции: усложнение организации,
появление новых видов и приспособленность к условиям жизни. Направления эволюции:
биологический прогресс и регресс.
8
• Практикум. «Вид и его критерии. Популяция». Работа с дидактическими материалами,
решение познавательных задач.
Определение вида и популяции. Критерии вида: морфологический, генетический,
экологический и др. Ареал вида. Вид – единица систематики. Генофонд популяций.
Численность, плотность, соотношение полов и возрастов. Популяция – структурная единица
вида, единица эволюции.
Современные представления о возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование
органических соединений. Коацерваты. Биологическая эволюция. Начальные этапы.
Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.(9 час)
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы:
видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
• Практикум. Решение познавательных задач по экологии.
Работа с терминами по теме.
• Коллоквиум. «Экологические факторы».
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов. Взаимодействие факторов.
Пределы выносливости.
• Практикум. «Биотические факторы среды». Цепи и сети питания. Экологическая
пирамида.
• Практикум. «Смена биоценозов». Решение познавательных задач.
Причины смены биоценозов, формирование новых сообществ.
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой
состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера.
• Практическое занятие. «Круговорот веществ в природе».
Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль в биосфере.
Итоговое занятие. (3 часа)
Выполнение заданий :Блоки 1 и 2.
Анализ типичных ошибок. Рефлексия.
9
III.
Программно-методическое обеспечение программы
Класс
10-11
Учебники (автор,
название, год
издания, кем
рекомендован или
допущен,
издательство)
1. Вахрушев А.А.,
Корженевская М.А.,
Пуговкин А.П.,
Пуговкина Н.А.,
Скворцов П.М.
Учебное пособие к
элективному курсу
«Общие закономерности» (на электронном
носителе). ООО
«Баласс», 2014
2. Мамонтов С.Г.
Биология. Для
школьников старших
классов и
поступающих в вузы:
Учебное пособие. —
М.: Дрофа, 2008
Методические материалы
Дидактические
материалы
Схемы, таблицы,
муляжи, влажные
препараты,
скелет, торс
человека и пр.,
микропрепараты.
Требования к уровню подготовки учащихся. Критерии и нормы оценки знаний.
Предусматривается поэтапное осуществление контроля знаний различными
методами и в разных формах: тестовые работы, защита рефератов, обобщающие
семинары, подготовка устных сообщений, изготовление моделей и наглядных пособий
и другие. Результаты выполнения лабораторных работ представляются в виде отчетов с
рисунками, схемами, таблицами, графиками и выводами.
Контроль знаний не является конечной целью данного курса, но является ее
неотъемлемой частью. Предусматривается поэтапное осуществление контроля знаний
различными методами с учетом индивидуальных потребностей и особен ностей
учеников: тестовые работы, защита рефератов, подготовка устных сообщений,
изготовление моделей и наглядных пособий и другие. Результаты выполнения
лабораторных работ представляются в виде отчетов с рисунками, схемами, таблицами,
графиками и выводами.
Таким образом, в качестве конечного результата обучения надеемся воспитать
грамотного увлеченного мыслящего современного, настроенного на получение новых
знаний, владеющего методами научного исследования выпускника, подготовленного к
продолжению обучения по выбранному профилю.
Знать/понимать:
− особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток,
организмов), их практическую значимость;
− методы биологической науки для изучения клеток и организмов;
− составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых
организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
IV.
10
− особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их
практическую значимость;
− методы биологической науки при изучении организма человека;
− составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма
человека;
− доказательства родства человека с млекопитающими животными;
− общие биологические закономерности, их практическую значимость;
− методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей:
наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей
местности;
− составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих
биологических закономерностей, свойственных живой природе; существенные признаки
биологических систем и биологических процессов;
− о влиянии деятельности человека на природу.
Уметь:
− соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
− проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и
процессы;
− использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;
− выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
− осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
− ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
− находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из
одной формы в другую;
− выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к живой природе;
− использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной
организации труда и отдыха;
− проводить наблюдений за состоянием собственного организма;
− реализовывать установки здорового образа жизни;
− ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
− находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме
человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
− анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;
− выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и
биосфере;
− аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем.
11
Учебно-тематический план
V.
Класс
10
№
п/п
1
Количество часов
Введение
2
Биология – наука о живой природе
8
3
Клетка как биологическая система
11
4
Организм как биологическая система
9
5
Многообразие организмов
3
Всего
11
Количество
часов
3
34
6
Многообразие организмов
6
7
Человек и его здоровье
8
8
Надорганизменные системы
8
9
Экосистемы и присущие им закономерности
9
10
Итоговое занятие
3
Всего
34
10-11 всего
68
12
VI. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
план.
Дата
факт.
Наименование разделов и тем
Виды деятельности
учащихся
Основные
вопросы
Формы контроля
Формирование УУД учащихся НА ВВОДНЫХ УРОКАХ в элективный курс:
Личностные УУД
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:
• нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные УУД:
• постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• предвосхищение результата и уровня усвоения;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
• выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
13
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
ВВЕДЕНИЕ. (3 ЧАСА)
Задачи курса. Роль
самообразования в познавательной
деятельности
Беседа. Работа в тетрадях и с
видео
1
05.09
2
12
Вводное тестирование.
Работа в тетрадях
3
19
Вводное тестирование.
Работа в тетрадях
Роль самообразования в
познавательной деятельности
в жизни и практической
деятельности человека.
Анализ участия в
дискуссии
Анализ вводного теста
Рефлексия
Анализ вводного теста
Рефлексия
Формирование УУД учащихся по теме «Биология – наука о живой природе»:
Личностные УУД
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:
• нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные УУД:
• постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• предвосхищение результата и уровня усвоения;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
• выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД
14
•
•
•
•
•
•
•
•
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4
26.09
5
03.10
6
10
ТЕМА №1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ (8 ЧАСОВ)
Эволюция биологических
систем, саморегуляция,
Общебиологические
Самостоятельная работа в
сходство строения и функций,
закономерности
тетрадях
сходный план передачи
генетической информации
Выполнение индивидуальных заданий, отчет о
выполнении лабораторных работ,
тестирование
Роль биологии в формировании
научных представлений о мире.
Ученые, которые внесли вклад в
развитие знаний о живой природе
Анализ
самостоятельного
заполнения учащимися
сравнительных таблиц
Роль биологии в формировании
научных представлений о мире.
Ученые, которые внесли вклад в
Собеседование.
Самостоятельная работа в
тетрадях
Собеседование.
Самостоятельная работа в
тетрадях
Вклад ученых в развитие
знаний о живой природе.
Описательный период в
развитии биологии. К.Линней.
Креационизм и гипотезы
самозарождения жизни. Ф.
Реди, А. Левенгук, Л. Пастер .
Развитие представлений о
клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т.
Шлейден и др. Развитие
Анализ
самостоятельного
заполнения учащимися
15
развитие знаний о живой природе
7
8
9
17
Промежуточное тестирование.
Исправление ошибок в
предложенном тексте
Практикум. «Уровни организации
живой материи».
представлений о развитии
организмов. К. Бэр, Э.
Геккель, Ф. Мюллер, Р.
Вирхов и др.
24
7.11
Практикум «Уровни организации
живой материи».
Анализ результатов
тестирования
Самостоятельная работа в
тетрадях
Работа в парах
Работа в парах
сравнительных таблиц
Уровни: молекулярный,
клеточный, тканевый,
органный, организменный,
популяционно-видовой,
экосистемный, биосферный.
Признаки уровней:
системность, саморегуляция и
др.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Рост, развитие, раздражимость,
Промежуточное тестирование.
Отчет о выполнении
Составление кластеров с
ритмичность, размножение,
Повторение темы. Подведение
работ
использованием текста и
обмен
веществ
и
энергии,
итогов.
рисунков учебника
Химический состав клетки, решение Выбор 1 правильного ответа
Анализ результатов
11
21
задач по биохимии клетки.итогов.
из 4-х.
тестирования
Формирование УУД учащихся по теме «Клетка как биологическая система»:
Личностные УУД
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:
• нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные УУД:
• постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• предвосхищение результата и уровня усвоения;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
• выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
16
10
14
Познавательные УУД
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
РАЗДЕЛ №3. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (11 ЧАСОВ)
Практикум. «Органические вещества в
клетке. Нахождение соответствия между
строением, свойствами и функциями
органических веществ в клетке».
12
28.11
Самостоятельная работа с
видеофильмом, работа в
тетрадях
Фотосинтез. Общая схема
процесса, суммарное
уравнение. Фотосинтетические пигменты:
хлорофиллы, каротиноиды,
фикобилины — строение,
спектры, поглощения
значение. Понятие о
фотосистемах. Биохимия
фотосинтеза. Световая
фаза: циклическое и
нециклическое
фотофосфорилирование,
фотолиз воды. Тем- новая
фаза. Цикл Кальвина.
Анализ результатов
решения задач по
биохимии клетки
17
Значение фотосинтеза в
биосфере.
13
14
15
16
Практикум. «Нуклеиновые кислоты».
Решение задач по биохимии клетки.».
Работа в тетрадях
Углеводы. Белки. Липиды.
Функции: энергетическая,
строительная, запасающая,
защитная, сигнальная и др.
Анализ результатов
составления учащимися
сравнительных таблиц
Коллоквиум. «Структурнофункциональная организация
эукариотических клеток»..
Работа в тетрадях
Строение, разнообразие и
функции нуклеиновых кислот.
Транскрипция. Трансляция.
Биосинтез белка. Решение задач
на комплементарность.
Анализ результатов
составления учащимися
сравнительных таблиц
Коллоквиум. «Структурнофункциональная организация
эукариотических клеток».
Работа в парах с текстом,
рисунками учебника и
дополнительных источников
информации
Работа в парах с текстом,
рисунками учебника и
дополнительных источников
информации
Сообщения учащихся по
научным изданиям и материалам
СМИ.
Клеточная мембрана, органоиды
ядра и цитоплазмы.
Педагогическое
наблюдение
Связь строения и функции на
конкретных примерах.
Педагогическое
наблюдение
Особенности строения
прокариотической клетки.
Сравнение с эукариотической
клеткой. Слабое развитие
мембраннных структур,
отсутствие оформленного ядра и
др.
Анализ сообщений
учащихся (по результатам
работы с
дополнительными
источниками
информации)
Составление опорного конспекта.
Понятие обмена веществ.
Анаболизм, его признаки.
Строение хлоропластов.
Фотосинтез. Световая и темповая
фазы. Катаболизм, его признаки.
Строение митохондрий. АТФ –
роль в клетке.
Подготовительный,
бескислородный, кислородный
Анализ результатов
05.12
12
19
26.12
Практическое занятие. «Клетки
прокариот»
«Пластический и энергетический обмен
в клетке».
17
16.01
Промежуточное тестирование по теме.
18
23
составления опорного
конспекта
18
этапы превращения энергии
19
20
21
22
Практикум. «Методы изучения
клетки».
Тестовые задания типа: выберите
правильные ответы 1 из 4-х, 3 из
6-ти, установите
последовательность, определите
по рисунку, решите задачу.
Неклеточные формы жизни
Работа в тетрадях
Микроскопирование,
центрифугирование, воздействие
мутагенами, наблюдение,
описание, моделирование на
компьютере и др. Современные
клеточные технологии.
Клеточная инженерия.
Анализ сообщений
учащихся (по результатам
работы с доп.источниками
информации)
Промежуточное тестирование по теме
Сообщения учащихся
Вирусы, бактериофаги и другие
неклеточные формы жизни.
Особенности строения и
жизнедеятельности. ВИЧинфекция. СПИД и другие
вирусные заболевания.
Анализ сообщений
учащихся (по результатам
работы с доп.источниками
информации)
Практическое занятие. «Размножение
организмов».
Тестовые задания типа: выберите
правильные ответы 1 из 4-х, 3 из
6-ти, установите
последовательность, определите
по рисунку, решите задачу.
30.01
06.02
13
20
Анализ предварительного
тестирования по теме.
Анализ результатов.
Формирование УУД учащихся по теме «ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»:
Личностные УУД
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:
• нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные УУД:
• постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• предвосхищение результата и уровня усвоения;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
• выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
19
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тема №4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 ЧАСОВ)
23
24
25
Общие закономерности онтогенеза
Составление таблиц и схем
Деление клеток: митоз, мейоз.
Типы размножения: бесполое,
половое. Способы размножения
организмов. Строение половых
клеток. Оплодотворение.
Анализ результатов
составления учащимися
сравнительных таблиц
Развитие организма
Работа в тетрадях
Стадии развития зародыша.
Сходство зародышей хордовых
животных. Биогенетический
закон и его значение.
Педагогическое
наблюдение
Развитие организма
Работа с коллекциями
Развитие прямое и непрямое
(полное и неполное). Влияние
окружающей среды на развитие
организма (зародыша).
Педагогическое
наблюдение
27.02
05.03
12
20
26
27
28
29
30
31
Закономерности наследственности и
изменчивости
Собеседование. Работа с
терминами. Работа в тетради
Закономерности наследственности и
изменчивости
Собеседование. Работа с
терминами. Работа в тетради
Практикум. «Решение
генетических задач».
Работа в тетради. Решение
Практикум. «Решение
генетических задач».
Работа в тетради. Решение
Практикум. «Составление
родословной»
Работа в тетради. Решение
задач
Подведение итогов. Промежуточное
решение задач по генетике и на
установление причинноследственных связей. Выбор 1
19.03
02.04
задач
9
задач
16
23
30.04
Рудименты и атавизмы
Носители наследственной
информации – нуклеиновые
кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в
процессе мейоза. Аллельные
гены, их поведение.
Независимое и сцепленное
наследование.
Взаимодействие генов.
Наследственная изменчивость:
комбинативная, мутационная и
фенотипическая –
модификационная. Их сравнение
и роль в эволюции.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
моногибридное, дигибридное,
анализирующее скрещивание.
Другие виды наследования
признаков.
Анализ результатов
решения задач
моногибридное, дигибридное,
анализирующее скрещивание.
Другие виды наследования
признаков.
Анализ результатов
решения задач
Наследование признаков,
связанных с полом. Методы
изучения наследования
признаков у человека. Изучение
родословной и составление
схемы генеологического древа
семьи. Решение задач.
Анализ результатов
составления учащимися
родословных
Анализ результатов.
Педагогическое
наблюдение
21
тестирование
правильного ответа из 4-х.
Формирование УУД учащихся по теме «МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ»:
Личностные УУД
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом:
• нравственно-этическая ориентация;
Регулятивные УУД:
• постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• предвосхищение результата и уровня усвоения;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
• внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
• выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Коммуникативные УУД
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
22
Практикум. «Основные
систематические категории»
32
33
34
Тема № 5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 ЧАСОВ)
Предмет систематики.
Работа в тетрадях.
Искусственные и естественные
Составление схем
системы. Принципы
классификации. Таксоны.
Двойные названия для видов.
07.05
Характеристика царства Растения
Собеседование по итогам
самостоятельной работы
Разнообразие организмов,
особенности строения и
жизнедеятельности.
Характеристика царства Растения
Собеседование по итогам
самостоятельной работы
Роль в природе и жизни
человека. Эволюция растений.
14
21
Анализ результатов
составления схемы
Анализ сообщений
учащихся (по результатам
работы с
дополнительными
источниками
информации)
Анализ сообщений
учащихся (по результатам
работы с
дополнительными
источниками
информации)
23
VII. Список литературы
1. Захаров В.Б. Общая биология: тесты, вопросы, задания. - М.: Просвещение,
2013.
2. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии. - М.: Просвещение,
2012.
3. Пуговкин А.А. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10 -11
классов общеобразоват. учреждений. - М. Просвещение, 2012.
4. Шапиро Я.С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы: Учеб. пособие. СПб.: ЭЛСБИ-СПБ, 2008.
5. Вахрушев А.А., Корженевская М.А., Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А.,
Скворцов П.М. Учебное пособие к элективному курсу «Общие
закономерности» (на электронном носителе). ООО «Баласс», 2014
или
Мамонтов С.Г.. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в
вузы: Учебное пособие. ― М.: Дрофа, 2008
Лист коррекции и внесения изменений
Учитель Соловьева Т.А.
Предмет биология (элективный курс)
Класс 10
По плану 34
Дано
Дата
Урок, требующий
коррекции
(пропущенный по
причине)
Урок,
содержащий
коррекцию
Форма коррекции
(объединение тем,
домашнее изучение +
кр)
Причина коррекции
(замена урока,
болезнь учителя,
праздничный день,
отмена занятий по
приказу)
24
25