Трудные случаи орфографии

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
основного общего образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23

Директор БМАОУ СОШ
№23

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Н.А. Якорнова
Приказ №188 от «30»
августа 2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Трудные случаи орфографии»
для обучающихся 8 классов

п.Кедровка 2023

Пояснительная записка
Программа «Трудные случаи орфографии и пунктуации» разработана в связи
• с невысоким уровнем грамотности учащихся 8 класса;
• с недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
• повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
• поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению
русского языка;
• подготовка к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
• формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей
жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие учащихся 8 классов. Темы, рассматриваемые
в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы,
однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать
совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по
русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в
дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.
Актуальность программы определяется и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение
орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию
интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательнограмматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового
материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных
умений:
• коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
• интеллектуальных(сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация),
• информационных(умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
• организационных(умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией Т. А. Ладыженской и др..
Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения
учащихся в освоении тематического материала. Распределение часов по темам примерное и
корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.
Цель: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной
речи, обеспечение подготовки учащихся 8 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому
языку в форме ОГЭ в 9 классе.
Задачи: обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского
языка, совершенствовать грамотность учащихся; способствовать развитию творческих способностей
учащихся, коммуникативных умений и навыков; формировать навыки, обеспечивающие успешное
прохождение итоговой аттестации.
Объем факультативного курса – 17 ч.

.
Формы, виды занятий.
Курс " Трудные случаи орфографии и пунктуации" имеет познавательно-практическую
направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и
методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисковоисследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность,
творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый, исследовательский;
Словесно-наглядный, практический;
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами,
тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса учащиеся должны
знать
- правила
проверяемых,
фонетических,
традиционных,
лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или
его отсутствия;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным
принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных,
образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных
прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи;
- ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
- ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного,
сложноподчиненного, бессоюзного).
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые
работы, проводимые после каждой большой темы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который
включает 10 заданий по основным проблемам курса.
Содержание программы.
№
Раздел программы
Количество часов
1
Правописание гласных и согласных корня.
2

2
3
4
5
6
7
8

Правописание приставок.
Правописание форм глагола.
Слитные, раздельные и дефисные написания
сложных слов.
Правописание н и нн в различных частях речи.
Правописание не с разными частями речи.
Правописание служебных частей речи.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.

1
2
2
2
2
2
3

Правописание гласных и согласных корня.
Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании,
приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание
непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных.
О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных,
глаголов, причастий.
Правописание приставок.
Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре/при-.
Правописание н и нн в различных частях речи
Употребление н и нн в полных формах отыменных и отглагольных прилагательных,
причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, в именах
существительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.
Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.
Слитные и дефисные написания имён прилагательных.
Слитные и раздельные написания имён числительных.
Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.
Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.
Дефисное написание наречий.
Правописание форм глагола.
Правописание личных окончаний глаголов
Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным
суффиксом -ва-.
Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.
Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.
Правописание не с разными частями речи.
Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.
Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами,
деепричастиями, краткими причастиями.
Написание не с именами существительными, прилагательными.
Написание не с причастиями.
Написание не с наречием.
Правописание служебных частей речи.
Правописание предлогов.
Правописание союзов.
Пунктуация в простых и сложных предложениях.
Пунктуация в предложениях с обращениями.
Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с
обобщающими словами и однородными членами.
Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

Пунктуация в сложных предложениях.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

1

Темы занятий

Планируемые действия

Форма контроля

Трудные случаи
правописание
корней

Учащиеся опознают
проверяемые орфограммы в
корне слова, окончании,
приставке, суффиксе на слух
и зрительно, определяют
правильное написание путём
подбора однокоренных слов.
Правильно пишут
слова с чередующимися
гласными, указывают
условия выбора гласной в
корнях с чередованием.
Объясняют выбор буквы оё после шипящих в корнях
слов, применяют способ
определения написания
окончаний слов, свободно им
пользуются

Объяснительный
диктант

Безошибочно определяют
три группы приставок в
зависимости от их
правописания.
Указывают семантическую
основу выбора написания
приставок при- и пре-.
Правильно пишут гласную в
безударных личных
окончаниях глагола.

диктант

Применяют способы
действия по написанию
суффиксов глагола
Указывают суффиксы
причастий и условия их
употребления.

Работа по карточке

.

Трудные случаи
правописания
О, е, ё после
шипящих и ц в
корне, суффиксе,
окончании
существительных,
прилагательных,
глаголов,
причастий.
Трудные случаи
правописания
приставок –

2

3

4

5

6

Трудные случаи
правописания
личных окончаний
глагола
Трудные
случаи
правописания
суффиксов глагола
Трудные
случаи
правописания
суффиксов
причастий.

Трудные случаи
дефисного
написания

Применяют правила
написания гласной перед
суффиксом страдательного
причастия прошедшего
времени на практике,
приводят примеры.
Называют условия выбора
слитного или дефисного
написания сложных
существительных, применяют
правила при написании.

Распределительный
диктант

Тематический тест

Распределительный
диктант
Объяснительный
диктант

Самодиктант

Тематическая
тестовая работа

Работа по карточке.

Дата
проведения
по
по
план факту
у

7

8

9

10

Трудные случаи
дефисного
написания

Трудные случаи
правописания Н- и -НН- в
различных
частях речи
.

Трудные случаи
правописания Н- и -НН- в
различных
частях речи

Трудные случаи
слитного и
раздельного
написания НЕ с
различными
частями речи

Указывают
словообразовательную основу
сложных прилагательных,
применяют правила
употребления дефиса в сложных
прилагательных на практике,
Объясняют выбор слитного и
раздельного написания
числительных, применяют
способ определения слитного
или раздельного написания слов,
Применяют правило связанное
со слитным, раздельным и
дефисным написанием
неопределённых и
отрицательных местоимений на
письме,
Объясняют выбор слитного и
раздельного написания наречий,
применяют способ определения
слитного или раздельного
написания слов, свободно им
пользуются.
Применяют правило дефисного
написания наречий, приводят
примеры.

Объяснительный
диктант

Безошибочно определяют
условия выбора одной и
двух н в суффиксах полных
отыменных прилагательных

Выборочный диктант

Правильно пишут
слова с
н и нн, указывают условия
выбора одной и двух букв «н».
Определяют условия выбора
одной и двух н в суффиксах в
кратких формах имён
прилагательных и причастий,
наречиях, отличают
омонимичные формы.
Указывают условия выбора
одной и двух н в суффиксах
имен существительных.
Применяют правила слитного
написания не со словами, не
употребляющимися без не на
практике, приводят примеры,
опознают в тексте

Объяснительный
диктант

Определяют условия всегда
раздельного написания не со
словами определённых частей

Распределительный
диктант

Трансформационный
диктант

Распределительный
диктант

Выборочный диктант

Тематический тест

Работа по карточке

Самостоятельная
проверочная работа
Объяснительный
диктант

.

11

12

13

14

15

16

Трудные случаи
слитного и
раздельного
написания НЕ с
различными
частями речи

речи: глаголами,
деепричастиями,
краткими причастиями.
Указывают условия выбора
слитного или
раздельного написания не с
именами существительными,
прилагательными, применяют
данные правила при написании.
Применяют правила написания
не с причастиями приводят
собственные примеры, грамотно
употребляют причастия с не на
письме.

Указывают условия выбора
слитного или
раздельного написания не с
наречиями, применяют данное
правило при написании.
Трудные случаи Определяют написание
правописания
производных и непроизводных
предлогов.
предлогов и безошибочно
пишут их.
Трудные случаи Опознают союзы и безошибочно
правописания
пишут их.
союзов
Пунктуация в
Опознают обращения в
предложениях с художественном тексте,
обращениями.
применяют правила
постановки знаков препинания
при обращениях на практике.
Пунктуация в
Указывают трудные случаи
предложениях с постановки знаков препинания
однородными
при однородных членах,
членами.
применяют правила постановки
Двоеточие и
знаков препинания при
тире в
обобщающих словах и
предложениях с однородных членах на письме.
обобщающими
словами и
однородными
членами.
Пунктуация в
Применяют пунктуационное
предложениях с правило постановки знаков
причастным
препинания при причастном
оборотом.
обороте на практике.
Пунктуация в
Применяют пунктуационное
предложениях с правило постановки знаков
одиночным
препинания при одиночном
деепричастием
деепричастии и деепричастном
и
обороте, распознают одиночные
деепричастным деепричастия и наречия
оборотом.

Выборочный диктант

Самодиктант

Тематический тест

Тестовая работа

Тестовая работа

Выборочный диктант

Объяснительный
диктант

Тестовая работа

Работа по карточке

17

Пунктуация в
сложных
предложениях.

Применяют пунктуационное
правило правила
постановки знаков препинания
между частями сложного
предложения
(сложносочиненного,
сложноподчиненного,
бессоюзного).

Самостоятельная
проверочная работа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».