УТВЕРЖДЕНО
приказом от «31»__08_2021_г.
№ 127-а____
Директор БМАОУ СОШ №23
Н.А.Якорнова
ПОЛОЖЕНИЕ
О наставничестве в БМАОУ СОШ № 23
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) в БМАОУ
СОШ № 23 (далее – школа) разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления
Министерства просвещения РФ от 24.12.2019 № Р-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества разработана в целях достижения
результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа»,
«Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности
профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка».
1.3. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформально
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой
находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой
основной деятельностью и позицией участников.
2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками,
необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и
самосовершенствования наставляемого.
2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющий деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов,
инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной
самореализации
в
современных
условиях
неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной
системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования.
3.2. Основными задачами наставничества являются:
- разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
- разработка и реализация программ наставничества;
- реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и
контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
- инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества;
- осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
- проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программ наставничества;
- формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
- обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество организуется на основании приказа. Руководство
деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе.
4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора.
Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой
наставляемых и базой наставников.
4.3. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется
директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и
иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях
педагогов и подростков – будущих участников направления наставничества.
4.4. Наставляемыми могут быть обучающиеся:
- проявившие выдающиеся способности;
- демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию;
- имеющие проблемы с поведением;
- не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.5. Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
4.6. Наставниками могут быть:
- обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
- педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- родители обучающихся - активные участники родительских советов;
- выпускники, заинтересованные в поддержке школы;
- сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
- успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
- ветераны педагогического труда.
4.7. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
4.8. Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества
основывается на добровольном согласии.
4.9. Для участия в программе заполняются согласия на обработку
персональных данных от совершеннолетних участников программы и
согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних
наставляемых и наставников.
4.10. Формирование наставнических пар, групп осуществляется после
знакомства с планами работы по наставничеству.
4.11. Формирование наставнических пар, групп осуществляется на
добровольной основе и утверждается приказом директора.
4.12. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется
договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества
рассматриваются следующие формы наставничества:
«Учитель - ученик»,
«Ученик - ученик»,
«Учитель - учитель»,
«Работодатель - ученик»,
Студент - ученик».
Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик»,
«Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Работодатель - ученик», «Студент ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском
совете.
5.2. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник
наставляемый. Проведение первой (организационной) встречи наставника и
наставляемого. Проведение второй (пробной) встречи наставника и
наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса с
наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и
наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и
наставляемого.
5.3. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение
календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют
самостоятельно при приведении встречи - планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается
как система сбора, обработки, хранения и использования информации о
программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников
наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
7. Обязанности наставника
7.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности.
7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать
наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
7.3. Формировать наставнические отношения в условиях доверия,
взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие,
достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную
перспективу и будущее.
7.4. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и
указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому
собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого
своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и
психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его.
7.5. Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни коллектива,
содействовать
развитию общекультурного
и
профессионального кругозора.
7.6. Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника
8.1. Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
8.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с
жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения.
8.3. Проходить обучение с использованием федеральных программ. Получать
психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, городских,
региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
9. Обязанности наставляемого
9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности.
9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять
этапы реализации плана наставничества.
10. Права наставляемого
10.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на
оказание психологического сопровождения.
10.2. Участвовать в школьных, городских, региональных и всероссийских
конкурсах наставничества.
10.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников
11.1. Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и
проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном,
городском уровне.
11.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
11.3. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства
«Наставник года», «Лучшая пара».
11.4. Создание методической копилки с программами наставничества; доска
почета «Лучшие наставники».
11.5. Награждение грамотами "Лучший наставник"; благодарственные письма
родителям наставников из числа обучающихся; благодарственные письма на
предприятия и организации наставников.
11.6. Предоставлять наставникам возможность принимать участие в
формировании предложений, касающихся развития школы.
12. Документы, регламентирующие наставничество
12.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- целевая модель наставничества в школе;
- дорожная карта внедрения системы наставничества в школе;
- приказ о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества в
школе;
- приказ «Об утверждении наставнических пар, групп»;
- - протокол заседаний педагогического, методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.