УТВЕРЖДЕНО приказом от «31»__08_2021_г. № 127-а____ Директор БМАОУ СОШ №23 Н.А.Якорнова ПОЛОЖЕНИЕ О наставничестве в БМАОУ СОШ № 23 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее - Положение) в БМАОУ СОШ № 23 (далее – школа) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 24.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка». 1.3. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, и ценностей через неформально взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Куратор - сотрудник школы, осуществляющий деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования. 3.2. Основными задачами наставничества являются: - разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; - разработка и реализация программ наставничества; - реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; - инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; - осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; - проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества; - формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; - обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество организуется на основании приказа. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 4.2. Куратор целевой модели наставничества назначается приказом директора. Реализация происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.3. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков – будущих участников направления наставничества. 4.4. Наставляемыми могут быть обучающиеся: - проявившие выдающиеся способности; - демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - с ограниченными возможностями здоровья; - попавшие в трудную жизненную ситуацию; - имеющие проблемы с поведением; - не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.5. Наставляемыми могут быть педагоги: - молодые специалисты; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; - желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.6. Наставниками могут быть: - обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; - педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; - родители обучающихся - активные участники родительских советов; - выпускники, заинтересованные в поддержке школы; - сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; - успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; - ветераны педагогического труда. 4.7. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.8. Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается на добровольном согласии. 4.9. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.10. Формирование наставнических пар, групп осуществляется после знакомства с планами работы по наставничеству. 4.11. Формирование наставнических пар, групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора. 4.12. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются следующие формы наставничества: «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Работодатель - ученик», Студент - ученик». Представление программ наставничества в форме «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Работодатель - ученик», «Студент ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.2. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. Проведение первой (организационной) встречи наставника и наставляемого. Проведение второй (пробной) встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.3. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: - оценка качества процесса реализации программы наставничества; - оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 7. Обязанности наставника 7.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности. 7.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. 7.3. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее. 7.4. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и ободрять его. 7.5. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 7.6. Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника 8.1. Вносить на рассмотрение администрации Школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. 8.2. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 8.3. Проходить обучение с использованием федеральных программ. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого 9.1. Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности. 9.2. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации плана наставничества. 10. Права наставляемого 10.1. Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. 10.2. Участвовать в школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 10.3. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников 11.1. Мероприятия по популяризации роли наставника: организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном, городском уровне. 11.2. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. 11.3. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара». 11.4. Создание методической копилки с программами наставничества; доска почета «Лучшие наставники». 11.5. Награждение грамотами "Лучший наставник"; благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; благодарственные письма на предприятия и организации наставников. 11.6. Предоставлять наставникам возможность принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 12. Документы, регламентирующие наставничество 12.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - целевая модель наставничества в школе; - дорожная карта внедрения системы наставничества в школе; - приказ о назначении куратора внедрения целевой модели наставничества в школе; - приказ «Об утверждении наставнических пар, групп»; - - протокол заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.