МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Директор БМАОУ
СОШ №23
________________________
Протокол №1 от «28» августа
2025 г.
Н.А. Якорнова
Приказ №283 от «28» августа
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
для обучающихся 10-11 класса
п.Кедровка 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данного учебного предмета является обучение учащихся графической грамоте и
элементам графической культуры. Овладев базовым курсом в 8классе, школьники должны
научиться выполнять и читать комплексные чертежи (и эскизы) несложных деталей и сборочных
единиц, их наглядные изображения; понимать и читать простейшие архитектурно- строительные
чертежи, кинематические и электрические схемы простых изделий.
Важнейшие задачи курса – развитие образного мышления учащихся и ознакомление их с
процессом проектирования, осуществляемого средствами графики.
Задачи:
• Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения
аксонометрических изображений.
• Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и
обозначениями, установленными государственными стандартами.
• Способствовать развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в
производственной деятельности, научить анализировать форму и конструкцию предметов и их
графические изображения, понимать условности чертежа, читать и выполнять чертежи, а также
простейшие электрические и кинематические схемы.
• Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место,
применять рациональные приемы работы чертежными и измерительными инструментами,
соблюдать аккуратность и точность в работе.
• Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в
процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.
Планируемые результаты
Личностные:
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык
и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию,
памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему
здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности
личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической
значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть
направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое
поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его
при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные
Предметные результаты включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом основные предметные результаты
изучения черчения отражают:
формирование графической культуры; формирование представления о графических средствах
отображения, создания, хранения, передачи и обработки информации; развитие основных
навыков и умений использования чертежных инструментов;
формирование представления об основных изучаемых понятиях:
проекция, комплексный чертеж, вид, разрез, сечение;
формирование умений применять геометро - графические знания и умения для решения
различных прикладных задач;
овладение компьютерными технологиями для получения графических изображений
Для осуществления указанных задач программа предусматривает изучение теоретических
положений, выполнение упражнений, обязательныйминимум графических и практических
работ.
Конечной целью являются основные ступени, которые приходится преодолеть учащимся за год
обучения черчению.
В процессе изучения графики надо научить школьников активно работать, правильно
организовывать рабочее место, рационально применятьчертежные и измерительные
инструменты, владеть наиболее простыми приемами работы с красками.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и самостоятельную работу. Наряду
с репродуктивными методами обучения необходимоиспользовать методы проблемного
обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества.
Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением
обязательных графических работ. Конкретный материал подбираетдля них учитель,
руководствуясь данным в программе примерным распределением часов. Очередность и сроки
выполнения работ также определяетучитель.
Следует уделять большое внимание развитию самостоятельности учащихся в приобретении
знаний. Поэтому особое значение придается работекружков, организации выставок работ
учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад и экскурсий. Дальнейшее
расширение иуглубление графических знаний, умений и навыков учащихся предусматривается
в часы факультативных занятий.
Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы задачи и упражнения носили творческий
характер. Объекты для графических работ подбираются, когдаэто возможно, в тесной связи с
учителями, преподающими другие разделы образовательной области «Технология» (некоторые
рекомендации даны вперечне индивидуальных графических работ (ИГР), приведенном в
программе).
В процессе обучения графике необходимо использовать учебные наглядные пособия: таблицы,
модели, детали, различные изделия, чертежи и т. д., атакже кинофрагменты, диафильмы по
черчению и другие современные технические средства обучения (по возможности
контролирующие иобучающие программы автоматизированных обучающих систем с широким
использованием средств машинной графики).
Все графические работы нужно выполнять с соблюдением правил и техники оформления,
установленных стандартами.
Индивидуальные графические работы (ИГР) следует выполнять на отдельных листах
соответствующих стандартных форматов, а затем сброшюровать и
подшить в альбом. Тренировочные и фронтальные упражнения надо выполнять в рабочих
тетрадях формата А4 (и на бумаге в клетку).
Содержание предмета «Черчение».
Раздел 1. «Общие правила выполнения чертежей».
Общие правила выполнения чертежей.
Чертежные шрифты. Построение надписей на чертеже.
Оформление титульного листа
Графическая работа: «Оформление титульного листа» формат А3.
Раздел 2. «Геометрические построения»
Геометрические построения. Деление прямых и углов.
Геометрические построения. Деление окружностей.
Геометрические построения. Кривые линии.
Геометрические построения. Сопряжения прямых, окружностей.
Геометрические построения. Сопряжения двух окружностей.
Нанесение размеров на чертеже.
Графическая работа: «Чертеж детали с применением сопряжений» формат А3.
Раздел 3. Основные положения начертательной геометрии
Способы проецирования, метод проецирования, плоскости проекций, получение проекции.
Аксонометрические проекции (прямоугольная изометрическая и фронтальная косоугольная
диметрическая проекция, положение и построение осей, аксонометрические проекции
многоугольников, окружностей, геометрических тел, различных объектов, технический
рисунок).
Сечение геометрических тел плоскостью.
Взаимное пересечение геометрических тел.
Графические работы: «Решение проекционных задач», «Чертежи усеченных геометрических
тел», «Чертеж формы, полученной путем взаимного пересечения геометрических тел».
Раздел 4. Система автоматизированного проектирования КОМПАС – 3 D
Знакомство с системой автоматического проектирования. Выполнение операций копирования,
деления, выдавливания и т.д.
Практические работы: «Оформление титульного листа», «Построение чертежа», «Чертеж
детали».
Раздел 5. Машиностроительные чертежи
Графическое оформление машиностроительных чертежей.
Изображения – виды, сечения.
Изображения – простые разрезы. Соединение вида и разреза.
Практическая работа «Чертеж детали» (Компас – 3 Д).
Графические работы: «Сечение вала», «Чертеж детали с применением разрезов».
Раздел 6. Чертежи деталей и их соединения
Основные параметры и элементы резьбы.
Крепежные изделия. Соединение шпонкой и штифтом.
Сварное соединение деталей.
Передачи. Зубчатая цилиндрическая передача.
Графические работы: «Чертеж резьбового соединения», «Чертеж сварного соединения
деталей», «Чертеж зубчатого колеса».
Практическая работа «Чертеж детали» (Компас – 3 Д).
Раздел 7. Сборочные чертежи
Сборочный чертеж. Отличительные особенности. Спецификация.
Чтение сборочных чертежей.
Деталирование сборочного чертежа.
Графическая работа «Деталирование».
Раздел 8. Строительные чертежи.
Особенности строительных чертежей. Чтение строительных чертежей.
Построение плана и фасада здания.Размеры на строительных чертежах.
Графическая работа «Фасад и план дома».
Тематическое планирование
10 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
1
Введение. Общие правила
выполнениячертежей.
Понятие о стандартах. Формат. Рамка.
Основная надпись.
3
2
1
6
Линии: сплошная толстая основная, штриховая,
сплошная тонкая, сплошная волнистая,
штрихпунктирная с двумя точками.
Шрифты чертежные. Построение надписей на
чертеже..
Графическая работа № 1 «Оформление
чертежа»
Общие правила нанесения размеров на чертеже.
Масштаб.
Графическая работа№ 2 «Нанесение размеров»
7
Простейшие геометрические построения
3
8
Выполнение чертежей предметов с
использованием геометрических построений
3
9
Общие сведения оспособахпроецирования.
2
10
Последовательность построения видов детали
на чертеже.
2
11
12
Проецирование.
Графическая работа № 3 «Проецирование на
три плоскости проекции»
Аксонометрические проекции
Технический рисунок
Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел.
Графическая работа№ 4 «Аксонометрия
детали»
2
1
17
18
Порядок построения изображений на чертежах
Нанесение размеров с учетом формы предмета.
1
2
19
Графическая работа № 5 «Нанесение размеров
с учетом формы предмета.»
Обобщающий урок
1
ИТОГО
34
3
4
5
13
14
15
16
20
2
1
1
1
3
1
2
1
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Тематическое планирование
11 класс
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Сечение геометрических тел
плоскостью.
Графическая работа № 1 «Чертежи
усеченных геометрических тел»
Взаимное пересечение геометрических
тел.
Графическая работа № 2 «Чертеж
формы, полученной путем взаимного
пересечения геометрических тел»
Графическое оформление
машиностроительных чертежей
3
6
7
. Изображения – виды, сечения.
Графическая работа № 3 «Сечение вала»
2
2
8
Изображения – простые разрезы.
Соединение вида и разреза.
3
9
. Изображения – сложные разрезы
1
10
. Графическая работа № 4 «Чертеж
детали с применением разрезов»
2
11
Чертежи деталей и их соединения .
Основные параметры и элементы
резьбы.
Крепежные изделия.
Графическая работа № 5 «Чертеж
резьбового соединения»
Соединение шпонкой и штифтом
Графическая работа № 6 «Шпоночное
соединение»
Особенности строительных чертежей.
Чтение строительных чертежей.
Графическая работа № 7 «Фасад и план
дома»
Обобщающий урок
2
ИТОГО
34
1
2
3
4
5
12
13
14
15
16
17
18
19
2
2
2
2
1
2
1
1
2
1
2
1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы