РП Химия вокруг нас 10-11

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение к
основной общеобразовательной
программе – образовательной программе среднего
общего образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО
Директор

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Протокол №1 от
«28» августа 2025 г.

БМАОУ

СОШ №23

Н.А. Якорнова
Приказ №283

от

«28» августа

2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Химия вокруг нас»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений
для обучающихся 10-11 классов (2025-2027 учебные годы)

п.Кедровка 2025

Пояснительная записка
Все разделы программы тесно связаны по структуре с основным курсом
химии и биологии.
Данная

программа

способствует

развитию

у

учащихся

самостоятельного мышления, формирует умения приобретатьи применять,
полученные знания на практике. Развитие и формирование вышеуказанных
качеств возможно благодаря развитию научно-познавательного интереса во
время занятий. При реализации данной программы будет задействовано
оборудование центра «Точка роста». При проведении эксперимента с
использованием оборудования центра «Точка роста», основное внимание
учащихся

будет

сосредотачиваться

не

на

сборке

и

настройке

экспериментальной установки, а на проектировании различных вариантов
проведения

эксперимента,

интерпретации,

накоплении

формулировке

данных,

выводов.

их

Занятия

анализе

и

интегрируют

теоретические знания, и практические умения, и навыки учащихся в едином
процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Также
занятия, предусмотренные программой курса, развивают аналитические
способности

при

проведении

практических

работ,

устанавливают

причинно-следственные связи, узнают о возможностях их применения в
медицине, пищевой промышленности, фармацевтике.
Данный курс «Химия без границ» предназначен для учащихся 10 класса
в расчете 1 час в неделю (34 часа в год).
Цель программы
Развить познавательный интерес и метапредметные компетенции
обучающихся через практическую деятельность; расширить, углубить и
обобщить знания о строении, свойствах и функциях биомолекул;
сформировать устойчивый интерес к профессиональной деятельности в
области естественных наук.
Задачи:
 расширить кругозор учащихся о мире веществ;
 использовать теоретические знания по химии на практике;

 формировать ИКТ-компетентности;

Планируемые результаты
Прохождение

курса

позволит

учащимся

достичь

следующих

результатов:
Личностные
- расширить знания о химической составляющей естественнонаучной
картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- совершенствовать умения применять полученные знания для
объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки
роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов;
- сформировать и развить у учащихся умения самостоятельной работы
со справочными материалами и учебной литературой, собственными
конспектами, иными источниками информации;
- развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе

самостоятельного

использованием

различных

приобретения
источников

химических

информации,

в

знаний
том

с

числе

компьютерных;
- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни
современного общества, необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде;
- развить познавательные интересы;
- умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку
зрения;
Метапредметные

- показать связь химии с окружающей жизнью, с важнейшими сферами
жизнедеятельности человека;
-

применять

полученные

знания

и

умения

для

безопасного

использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве,

решения

практических

задач

в

повседневной

жизни,

предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей
среде;
Предметные
- при помощи практических работ закрепить, систематизировать и
углубить знания учащихся о фундаментальных законах органической и общей
химии;
- научиться объяснять на современном уровне свойства соединений и
химические процессы, протекающие в окружающем мире и используемые
человеком;
- предоставить учащимся возможность применять химические знания на
практике, формировать общенаучные и химические умения и навыки,
необходимые в деятельности экспериментатора и полезные в повседневной
жизни;
Обучающийся научится:


разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ,
объяснять свойства веществ на основе их химического строения;



применять

основные

органических

положения

веществ,

теории

важнейшие

химического

строения

функциональные

группы

органических соединений для объяснения обусловленных ими свойств;


классифицировать природные жиры и масла, их строение, гидролиз
жиров в технике, продукты переработки жиров;



давать характеристику основных типов изученных химических реакций,
возможности и направления их протекания, особенности реакций с
участием органических веществ.



использовать некоторые приемы проведения органического синтеза,
выделения полученного продукта, изучения его свойств, практически
познакомиться со взаимным превращением соединений различных
классов;



практически определять наличие углерода, водорода, хлора, серы, азота,
по характерным реакциям – функциональные группы органических
соединений;
Обучающийся получит возможность научиться:



составлять структурные формулы органических веществ изученных
классов, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства
изученных органических веществ, их генетическую связь, способы
получения;



понимать и объяснять понятия скорость химической реакции, энергия
активации, теория активных столкновений, катализ и катализаторы,
механизм реакции;



характеризовать особенности строения,

свойства

и применение

важнейших представителей биополимеров;


объяснять влияние различия в строении молекул мономеров целлюлозы
и крахмала на структуру и свойства полимеров.



распознавать полимерные материалы по соответствующим признакам;



использовать технику выполнения важных химических операций,
необходимых и при изучении других разделов химии.

Формы контроля: Контроль результатов обучения в соответствии с
данной программой проводится в форме письменных и экспериментальных

работ, предполагается проведение промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в виде тестирования по темам курса,
принимаются отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие
работы, итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие
проходит в виде научно- практической конференции или круглого стола, где
заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые
могут быть представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской
работе.
Содержание
Тема 1. Техника безопасности работы в химической лаборатории.
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: Типовые правила техники лабораторных работ.
Правила техники безопасности при проведении исследований, медицинские
аптечки первой помощи в кабинете химии.
Тема 2. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
Практическая работа . Знакомство с лабораторным оборудованием и
посудой. Работа со спиртовкой, весами, ареометрами. Мерная посуда.
Классификация реактивов по действию на организм, хранение
реактивов, обозначение на этикетках. Оформление выполнения химического
эксперимента и его результатов.
Практическая работа. Работа с химическими реактивами. Оформление
выполнения эксперимента и его результатов.
Тема

3.

Качественный

анализ

органических

соединений.

Обнаружение функциональных групп органических и неорганических
соединений.

Качественный

анализ:

идентификация

Особенности

качественного

анализа

органических

и
и

обнаружение.
неорганических

соединений. Общая схема процесса идентификации веществ.
Практическая

работа.

Качественный

анализ

органических

и

неорганических веществ. Аналитические задачи при исследовании веществ.

Предварительные исследования: установление агрегатного состояния, цвета,
запаха, проба на горючесть, измерение физических констант, молекулярной
массы.
Практическая работа. Измерение физических свойств: агрегатного
состояния, цвета, запаха, проба на горючесть, измерение физических констант,
молекулярной массы. Определение растворимости в воде, разбавленных
растворах в органических растворителях, хлороводорода, гидроксида натрия.
Практическая работа. Измерение рН в растворах. Качественный
элементный анализ соединений.
Практическая работа. Обнаружение углерода, водорода, в соединениях.
Качественный

элементный

анализ

соединений.

Практическая

работа. Обнаружение серы, галогенов, азота в соединениях. Обнаружение
функциональных групп: спиртов, альдегидов, фенолов, кислот, аминов,
кислот оснований.
Практическая работа. Обнаружение функциональных групп. Получение
производных предполагаемого органического соединения и проведение
дополнительных реакций.
Практическая

работа.

Изучение

взаимодействия

органических

соединений различных классов с соединениями серебра. Получение
производных предполагаемого органического соединения и проведение
дополнительных реакций.
Практическая

работа.

Изучение

взаимодействия

органических

соединений различных классов с соединениями железа (III).
Итоговое занятие по теме: Распознавание неизвестного органического
вещества.
Тема 4. Химия в жизни. Синтез и исследование свойств соединений.
Химия и питание. Семинар.
Витамины в продуктах питания.
Практическая работа. Определение витаминов: А в подсолнечном масле,
С в яблочном соке и D в рыбьем жире или курином желтке.

Природные стимуляторы.
Практическая работа. Практическая работа Выделение из чая кофеина.
Качественная реакция на кофеин.
Органические кислоты. Свойства, строение, получение.
Практическая работа. Получение и изучение свойств уксусной кислоты.
Органические кислоты. Кислоты консерванты.
Практическая работа. Изучение свойств муравьиной кислоты.
Органические кислоты в пище.
щавелевой, молочной и кислоты. Изучение их свойств.
Углеводы. Состав, строение, свойства. Глюкоза, сахароза.
Практическая работа. Обнаружение глюкозы в пище. Получение сахара
из свеклы. Свойства сахарозы.
Углеводы в пище. Молочный сахар.
Практическая работа. Опыты с молочным сахаром.
Углеводы. Строение, свойства, получение. Крахмал.
Практическая работа. Получение патоки и глюкозы из крахмала.
Качественная реакция на крахмал. Свойства крахмала.
Углеводы в пище. Крахмал
Практическая работа. Определение крахмала в листьях живых растений
и маргарине.
Одноатомные спирты. Характеристика класса. Физические свойства.
Качественные реакции.
Практическая работа. Определение удельного веса спирта и изменение
объема при смешивании с водой. Обнаружение спирта и высших спиртов в
растворах. Качественная реакция на одноатомные спирты.
Белки. Характеристика класса. Качественные реакции.
Практическая работа. Определение белков в продуктах питания.
Цветные реакции белков. Свойства белков.
Неорганические соединения на кухне. Соль, сода.

Практическая работа. Качественные реакции на ионы натрия, хлоридионы, карбонат-ионы. Гидролиз солей угольной кислоты. Свойства карбоната
и гидрокарбоната.
Неорганические соединения на кухне. Вода. Физические и химические
свойства. Жесткость и причины ее возникновения. Способы устранения.
Практическая работа. Определение жесткости воды и ее устранение.
Контроль качества воды. Оценка загрязненности воды.
Практическая

работа.

Определение

концентрации

кислорода,

растворенного в воде. Определение рН воды.
Коллоидные растворы и пища.
Практическая работа. Изучение молока как эмульсии.
Практическая работа по теме. Анализ качества прохладительных
напитков.
Тема 5. Химия в быту. Синтез и исследование свойств соединений.
Моющие средства и чистящие средства. Знакомство с разнообразием,
свойствами, классификацией моющих и чистящих средств. Семинар.
Правила безопасности со средствами бытовой химии.
Практическая работа. Знакомство с образцами химических средств
санитарии и гигиены. Изучение инструкций по применению токсичных
веществ бытовой химии в быту.
Мыла. Состав, строение, получение.
Практическая работа. Омыление жиров; получение мыла. Сравнение
свойств мыла со свойствами стиральных порошков.
Душистые вещества в парфюмерии, косметики, моющих средствах.
Эфирные масла. Состав.
Практическая работа. Извлечение эфирных масел из растительного
материала. Перечная мята, еловое масло.
Тематическое планирование

№п

Название раздела

Коли
чество

/п

часов
1

Введение

2

Приемы

2
обращения

с

лабораторным

6

оборудованием
3

Качественный анализ органических соединений.

20

Обнаружение функциональных групп органических
соединений и неорганических
4

Химия в жизни. Синтез и исследование свойств

32

соединений
5

Химия в быту. Синтез и исследование свойств

8

соединений
Итого:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».