МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
«РАССМОТРЕНО»
на заседании Педагогического
совета БМАОУ СОШ№23
Протокол №1
от 28.08.25 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор БМАОУ СОШ№23
_________ Н.А.Якорнова
Приказ № 283
От «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений
«Введение в литературоведение»
(общеинтеллектуальное направление)
11 класс
Березовский муниципальный округ,
поселок Кедровка,2025
Пояснительная записка
Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению заданий по
литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста
мини-сочинения — с другой.
Задачи:
• систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы,
их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;
• формирование
умения
самостоятельно
анализировать
художественное
произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
• дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого
текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих
способностей; • обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке
произведения;
• содействие в области профессионального самоопределения.
Методы деятельности учителя направлены на практическую работу с учащимися.
Прежде всего, это работа по анализу художественного текста. Учитель должен направить
свою деятельность на подготовку вопросов по анализу текста, на руководство
самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой учащихся, т. е.
преподавателем выбираются методы, которые учитывают индивидуальные особенности и
потребности учащихся.
Формы и приемы работы учащихся могут быть следующими: составление
развернутого плана-конспекта как основы мини-сочинения; работа со специальными
словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по
проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного
курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной
программой.
Ожидаемые результаты
Результатом изучения курса «Введение в литературоведение» должно стать умение
конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также
знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний
учащихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской
литературы.
Учебный предмет «Введение в литературоведение» 11 класс рассчитан на 34 часа
в год (1 час в неделю)
Содержание курса
Тема 1. Древнерусская литература
Вводная лекция «Общая характеристика культуры Руси XI-XII веков».
Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной
литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая
характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной
раздробленностью.
Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Н. М. Карамзин. А. Н. Радищев.
«Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское
Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в
русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М.
Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе.
Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.
Тема 3. Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанры поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции
классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента.
Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин, Сквозные темы лирики А.
С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького
человека».
М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова.
Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова. Отражение
эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в
творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство
художественной выразительности.
Тема 4. Литература второй половины XIX века
И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н.
Островский — создатель новой русской
драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея
образов "лишних людей". Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова.
Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник философской поэзии
(влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и
А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как
художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах
Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении
героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».
Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев
писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в
жизни России конца XIX — начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество А.
П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной
выразительности.
Тема 5. Литература XX века
Русская реалистическая проза начала XX века. И. А. Бунин. А. И. Куприн.
Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ
дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях
писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как
поэтические стили. А. А. Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики А.
А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве.
«Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В. В.
Маяковский — поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии
Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А.
Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой
С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.
Тема 6
А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и
новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные
проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в
произведениях писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И.
Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и
революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным
мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля и А. Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын.
Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на
русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом
жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.
Тема 7. Литература о Великой Отечественной войне
А. Твардовский. М. Шолохов. Б. Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ
русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в
постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях В. Некрасова, С.
Алексиевич, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.
Тема 8. Поэзия и проза 70—90-х годов XX века
Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного
образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей.
Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева, Ю.
Трифонова.
Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н.
Рубцова, Б. Окуджавы.
Планируемые результаты
Предметные.
понимать основные закономерности историко-литературного процесса;
-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
-определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать
в диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
формулируя своё отношение к прочитанному;
-создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
-работать с разными источниками информации и владеть основными способами её
обработки и презентации;
-владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка.
Личностные:
формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о
прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- формирование собственного мнения;
-совершенствованию духовно-нравственных качеств личности
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь
способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,
корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
ей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться
различными
видами
аудирования
(выборочным,
ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать
решения и делать выборы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание
коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения.
Поурочное планирование определяется в активном режиме с учетом изучаемых
произведений в основном курсе и потребности учащихся.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
1 Древнерусская литература и
фольклор как источник художественных
принципов русской литературы
2
Виды деятельности
Работа с текстами, со словарями, статьями Д.
С. Лихачева
Литература русского Просвещения XVIII века. Сравнительный анализ стихов под названием
М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин
«Памятник». Работа с текстами. Повторение
(принципы классической комедии). Н. М.
теоретических понятий по литературе
Карамзин, А. Н. Радищев (особенности русского
сентиментализма)
3
Литература первой половины XIX века.
Анализ художественных форм, повторение
Творчество В. А. Жуковского — начало романтиз- литературоведческих понятий
ма. Жанры элегии и баллады
4
«Горе от ума» А. С. Грибоедова — социальнополитическая комедия. Драматургическое
новаторство автора: обилие персонажей,
двуединство конфликта и образы главных героев,
расширение художественного времени и
пространства. Язык и стих комедии
Сквозные темы лирики А. С. Пушкина: гражданская
лирика; тема любви и дружбы; пейзажная лирика;
тема поэта и поэзии
Работа с текстом и литературно-критическими
статьями, составление тезисных планов.
Аналитическая беседа, выполнение тестовых
заданий по комедии
6
А. С. Пушкин. Понятие исторического романа.
Жанровые особенности первого русского романа
Работа с текстом, литературно-критическими
статьями и «Словарем языка А. С. Пушкина»
7
Русская история в прозе А. С. Пушкина. Образ
«маленького человека». Зарождение реализма как
стиля
Работа с текстом «Истории Пугачевского
бунта» и историческими документами,
сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении
8
Образ «лишнего человека» в творчестве М. Ю.
Лермонтова как традиция в русской литературе XIX
века
Анализ художественного текста, работа с
литературно-критическими статьями
9
Понятие поэтической преемственности в творчестве
М. Ю. Лермонтова. Традиции романтизма в лирике
поэта
Анализ поэтических форм, устные и
письменные высказывания по проблемным
вопросам
10
«Смех сквозь слезы» в- сатире Н. В. Гоголя. Сквозные
мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие
лирического отступления как традиционного средства
художественной выразительности в русском романе
Работа с текстом, словарем литературных
терминов, составление конспекта по теме,
сопоставительный анализ образов героев
различных произведений писателя
11
Литература второй половины XIX века. Образ
«лишнего человека» — сквозной образ русской
литературы в рамках И. А. Гончарова
Сопоставительный анализ, сравнение,
формулирование выводов, наблюдение над
языковыми средствами
5
Работа с текстами и словарем литературных
терминов, анализ изобразительновыразительных средств языка
12
Мир и личность в драмах А. Н. Островского. Новый
тип героя в русской литературе
Работа с текстом, анализ драматических
произведений
13
«Герой времени» в романах И. С.
Тургенева.Автор и его герои.
Художественный прием
«психологической пары»
Сопоставительный анализ. Эвристическая
беседа. Анализ типологически сходных
эпизодов в различных произведениях
14
Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Традиции и новаторство Анализ поэтической формы, работа
впоэзии. Философская лирика
литературно-критическими статьями
15
Традиции и новаторство гражданской лирики в
русской поэзии. Образ народа в творчестве А.
Н. Некрасова
Сопоставительный анализ стихов А. С.
Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н.
Некрасова. Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности
16
М. Е. Салтыков-Щедрин. Понятие сатиры
кактворческого принципа в литературе
Сопоставительный анализ сатирических
произведений Д. И. Фонвизина и М. Е.
Салтыкова-Щедрина
17
Ф.М. Достоевский. Понятие психологизма в
русской литературе. Диалог и монолог как
средство художественной выразительности прозы.
Деталь как символ, деталь как лейтмотив
Анализ прозаической формы, составление
развернутых планов, устные и письменные
высказывания по заданной проблеме
18
Л. Н. Толстой. Понятие «диалектика души»,
Работа с текстом. Составление схематических
психологический портрет. Традиции
систем образов и сложных линий
историческогоромана. Жанр романа-эпопеи.
Система образов. Духовные искания центральных
героев романа
19
А. П. Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр
Работа с текстом, наблюдение за языком
писателя
20
А. П. Чехов — драматург. Новаторство в русской
драматургии. Ремарка как средство художественной выразительности
Работа с текстом, анализ драматического
произведения, сопоставительный анализ
произведений разных авторов
с
21
Русская реалистическая проза начала XX века.
Своеобразие реализма русской реалистической
прозы XX века: И. А. Бунин, А. И. Куприн.
Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)
Аналитическая беседа по содержанию,
анализ узловых эпизодов, наблюдение над
языком писателей, составление тезисных
планов, высказываний по проблемным
вопросам
22
Проблематика литературы нового времени в
произведении А. М. Горького
Работа с литературно-критическими
материалами.
23
Традиции и новаторство русского романтизма в
рассказах А. М. Горького
Работа с текстом, анализ языковых средств
выразительности
24
Поэзия Серебряного века.
Поэтические течения: символизм, акмеизм,
футуризм, имажинизм и их художественное
своеобразие
Анализ поэтических форм, работа с
литературно-критическими статьями
25
А. А. Блок. Лирика. Поэмы. Понятие
аллитерации и ассонанса
Анализ лирических произведений, работа с
мемуарной литературой
26
А. А. Ахматова. Лирика. «Реквием». Традиции в
русской поэзии
Анализ лирических произведений, работа с
литературоведческим словарем
27
В. В. Маяковский. Лирика. Поэмы. Сатира в
русской поэзии
Анализ лирических произведений,
наблюдение над языком поэта
28
С. А. Есенин. Лирика. Традиции народной
образности в русской поэзии
Анализ лирических
произведений, выполнение
тестовых заданий
29
Литература революции и Гражданской
войны:
произведения М. А. Шолохова, И. Э.
Бабеля, М. Булгакова, А. А. Фадеева
Сопоставительный анализ
произведений разных авторов с
целью выявления авторской
позиции
30
Возвращенная литература:
произведения Л. Андреева, В. Набокова, А.
Платонова, А. Солженицына
Эвристическая беседа. Устные
высказывания
o роли литературы русского
зарубежья
31
Понятие утопии и антиутопии. Антиутопии
А. Платонова, Е. Замятина
Сопоставительный анализ
произведений
32
Литература о Великой Отечественной
войне: произведения А. Твардовского, М.
Шолохова, Б. Васильева, В. Некрасова, В.
Кондратьева, С. Алексиевич, К. Воробьева
Аналитическая беседа
33
Поэзия 70-90-х гг.: Е. Евтушенко, А.
Вознесенский, И. Бродский, Н. Рубцов, Б.
Окуджава. Жанровые разновидности
лирики.
Лирический герой
Восприятие, интерпретация и
анализ поэтических произведений
с опорой на литературоведческие
категории
34
Русская проза 50-90-х гг.:
«Деревенская» проза В. Астафьева, В.
Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В.
Шукшина
Эвристическая беседа,
установление внутрилитературных связей изучаемых
произведений