МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
«РАССМОТРЕНО»
на заседании Педагогического
совета БМАОУ СОШ№23
Протокол №1
от 28.08.25 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор БМАОУ СОШ№23
_________ Н.А.Якорнова
Приказ № 283
От «28» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета части учебного плана, формируемой
участниками
образовательных отношений
«Введение в литературоведение»
(общеинтеллектуальное направление)
10 класс
Березовский муниципальный округ,
поселок Кедровка,2025
Пояснительная записка
Основная цель курса состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с
основными проблемами литературоведения как филологической дисциплины
и предоставить в их распоряжение необходимый в рамках подготовки к ЕГЭ
по литературе понятийный аппарат, что создаст фундамент для дальнейшего
изучения отдельных литературоведческих дисциплин, а также значительно
расширят научный и культурный кругозор учащихся.
В 10 классе изучаются произведения неоклассической (традиционной)
литературы. В связи с этим данный элективный курс предполагает решение
следующих задач:
- сформировать у десятиклассников представление о предмете, структуре
и истории литературоведческой науки,
- продемонстрировать
основные
возможности
и
методы
литературоведческого анализа,
- ознакомить их с базовым терминологическим инструментарием
современной науки о литературе, - научить учащихся самостоятельно
оценивать художественное произведение и уметь давать эту оценку.
Тематические занятия, включённые в программу элективного учебного
предмета, предполагают использование учителем различных форм занятий:
лекционные, интерактивные с использованием информационных технологий,
практические.
Требования к уровню подготовки:
обучающиеся должны ориентироваться в общей литературоведческой
проблематике и владеть основными литературоведческими категориями в
степени, достаточной для их применения в исследовательской практике, и
продемонстрировать свои навыки при анализе конкретного произведения,
выбранного для самостоятельной подготовки.
Учебный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание программы
1.
Предмет литературоведения (2часа)
Литературоведение как раздел филологии. Литературоведение и
лингвистика. Литературоведение и литературная критика. Понятие
художественной литературы. Художественная литература как словесное
искусство. Категория эстетического и проблема спецификации эстетических
объектов. Непрагматический характер художественного высказывания.
Эстетическая функция. Историческая изменчивость эстетических категорий.
Происхождение литературы.
Литературные направления. (2 часа)
Античная литература. Древнерусская литература. Классицизм.
Сентиментализм. Романтизм. Реализм.
Модернизм. Особенности
литературных направлений.
Принципы классификации художественной литературы. (10часов)
Формы художественной речи. Поэзия и проза. Понятие литературного
рода. Эпос, лирика, драма.
Лирика и особенности организации стихотворной речи. Метр, ритм,
размер, рифма. Строфа. Системы стихосложения. Лирический герой.
Эпос. Фабула, сюжет, мотив. Временная организация повествования.
Система персонажей в повествовательной прозе. Повествовательный субъект.
Основные категории поэтики драмы. Драматический конфликт.
Категория драматического действия. Драма и театральное искусство. Пьеса и
театральная постановка. Автор и персонаж в драме.
Проблема взаимопроникновения родов литературы.
Категория жанра.
Литературный жанр как набор читательских ожиданий. История
формирования жанров. Подвижность категории жанра. Соотношение жанра и
рода художественной литературы. Жанровая модификация. Классификация
эпических (повествовательных), лирических и драматических жанров.
Несовпадение жанровой терминологии в различных национальных
литературных традициях.
Идейно-тематический анализ произведения. (2часа)
Тема, проблема, конфликт, пафос, идея произведения
Композиционный анализ произведения. (3 часа)
Понятие художественного текста. Критерии выделения текста. Границы
литературного произведения.
Строение литературного произведения. Линейность текста и уровни
структуры произведения. Понятия формы и
содержания. Композиция
произведения. Особенности композиции прозаических и лирических
произведений.
Линейная,
кольцевая
и
челночная
композиция.
Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портретная характеристика, описание
местности, интерьера, собственно-авторская характеристика, диалог, речь
героев.
Язык литературного произведения. Система тропов и риторических
фигур. Звукопись. (3 часа)
Определение словесных средств художественной изобразительности:
тропов, стилистических фигур, звуковых средств художественной
изобразительности.
Явление текста в тексте. Цитата, аллюзия, реминисценция. (2 часа)
Понятие интертекста, гипертекста, метатекста. Интертекст в широком
смысле: язык как мир и мир как язык. Цитатность как явление литературной
преемственности. Понятие литературной традиции. Различные возможности
использования чужого слова в литературном произведении.
Практическая часть
Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы. (1час)
Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений:
историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное,
биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое. Основная
часть. Заключение. Правила составления тезисов. Конспектирование как вид
письменной работы.
Конспект критической статьи. (1 час)
Основные правила конспектирования критической статьи. Составление
плана критической статьи. Способы цитирования. Д. Писарев. “Базаров”.
План развёрнутого ответа на вопрос. (1 час)
Составление плана развёрнутого ответа на вопросы по роману А.
Гончарова: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге
Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?».
План анализа эпизода. (3 часа)
Требования к выполнению работы по анализу эпизода. План анализа
эпизода.
Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с
Тихоном», «Финальная сцена драмы».
Анализ эпизодов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
«Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.
Анализ эпизодов романа Л. Толстого «Война и мир»: «Ночь в
Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал
Наташи Ростовой» и др.
План комплексного анализа прозаического и лирического
произведений. (2 часа)
Структура плана комплексного анализа художественного произведения:
идейно-тематический анализ, композиционный анализ, языковой анализ,
стихосложение (для лирических).
Лингвостилистический анализ текста. (1 час)
Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале
произведений А. Фета, Ф. Тютчева, Н.
Некрасова.
Приёмы сатирического изображения (на материале произведения
Салтыкова-Щедрина «История одного города»).
Сравнительный и сопоставительный анализ лирических
произведений. (1 час) План сравнительного анализа произведений.
Сравнительный и сопоставительный анализ произведений на материале
стихотворений поэтов XIX века.
Планируемые результаты
Предметные:
- понимать основные закономерности историко-литературного
процесса;
-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к
ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
-определять актуальность произведений для читателей разных
поколений и вступать в диалог с другими читателями;
-анализировать и истолковывать произведения разной жанровой
природы, формулируя своё отношение к прочитанному;
-создавать
собственный
текст
аналитического
и
интерпретирующего характера в различных форматах;
-сопоставлять
произведение
словесного
искусства
и
его
воплощение в других искусствах;
-работать с разными источниками информации и владеть
основными способами её обработки и презентации.
Личностные.
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное
суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- формирование собственного мнения;
-совершенствованию духовно-нравственных качеств личности.
Регулятивные.
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых
целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения
цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью,
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других
в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой
информации:
фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию
текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим,
просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных
формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация,
таблица, схема);
пользоваться
различными
видами
аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной
формы в другую;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного)
текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
№
урока
Тема занятия
Кол.
часов
Форма занятий Предполагаемые
результаты
1
1
Вводное занятие. Цели и 1
задачи
курса.
Литературоведение как раздел
филологии.
Лекция с
элементами
беседы
2
2
Художественная литература
как словесное искусство.
Категория эстетического и
проблема спецификации
эстетических объектов.
1
Лекция с
элементами
беседы
3
3-4
Литературные направления
2
Лекция
Познакомить
учащихся со
структурой и
спецификой
элективного курса по
литературе
Познакомить
учащихся
с
особенностью
литературы
как учебного
предмета
Повторить
классификацию
направлений в русской
литературе, их
признаки и
отличительные черты
4
5
Формы художественной речи.
Поэзия и проза. Понятие
литературного рода. Эпос,
лирика, драма.
1
Лекция, беседа
Повторить
определение понятия
«род» литературы,
особенности родов
художественной
литературы
Дать понятие о ритме,
рифме, рифмовке,
размере лирического
произведения, о
лирическом герое
5
6-7
Лирика и особенности
организации стихотворной
речи. Элементы
стихосложения. Лирический
герой.
2
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
6
8-9
Особенности
эпических
произведений
Фабула,
сюжет,
мотив.
Система
персонажей
2
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
Дать понятие о фабуле
и сюжете, системе
персонажей
произведения.
7
10
План развёрнутого ответа на
вопрос. Монологическое
устное высказывание: «Что
мне нравится в Ольге
Ильинской?», «Почему Ольге
Ильинской не удалось
перевоспитать Обломова?»
1
Практическое
занятие
Умение дать связный
ответ на вопрос
8
11
Особенности
драматургических
произведений
1
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
9
12
1
Практическое
занятие
10
13
План анализа эпизода.
Анализ эпизодов пьесы
А. Островского: «Прощание
Катерины с Тихоном»,
«Финальная сцена драмы»
Драма и театральное
искусство. Пьеса и
театральная постановка.
Автор и персонаж в драме.
Дать понятие о
драматическом
конфликте, о
специфике средств
раскрытия образов в
пьесах, о
традиционных амплуа
в драматургии
Научить
анализировать эпизод
произведения в его
связи с содержанием
произведения
1
Лекция с
элементами
беседы
11
14-16
Жанры литературы, понятие
о художественном методе и
стиле
3
Лекция
Повторить
определение понятия
«жанр» литературы,
особенности жанров
художественной
литературы,
дать
понятие о худ. методе
и стиле
12
17
Конспект критической статьи.
Д. Писарев “Базаров”
1
Практическое
занятие
13
18-19
Идейно-тематический анализ
произведения: тема, проблема,
конфликт, пафос, идея
2
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
14
20
Идейно-тематический анализ
лирики на материале
произведений Ф.И. Тютчева,
А. Фета и Н.Некрасова
1
Практическое
занятие
15
21-22
Композиционный анализ
2
произведения
Понятие
художественного
текста. Границы литературного
произведения.
Особенности композиции
прозаических и лирических
произведений.
Внекомпозиционные элементы
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
16
23
Анализ эпизода: «Встречи
Раскольникова с Порфирием
Петровичем»
1
Практическое
занятие
17
24-25
Определение словесных
средств художественной
изобразительности.Тропы,
стилистические фигуры,
звуковые средства
художественной
изобразительности.
2
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
Отработать
умение
составлять
конспект критической
статьи
Совершенствовать
умение определять
тему, проблему и
идею
прозаического
произведения
Совершенствовать
умение определять
тему и идею
лирического
произведения,
анализировать
развитие конфликта и
сюжета (если они
есть), черты
лирического героя,
систему
художественных
образов стихотворения
Повторить
особенности
композиции
произведения,
различие сюжета и
фабулы,
внекомпозиционные
элементы
Научить
анализировать эпизод
произведения в его
связи с содержанием
произведения
Совершенствовать
умение распознавать
тропы
и
стилистические
фигуры,
проводить
языковой
поуровневый анализ
стихотворного текста
18
28
Анализ эпизода: «Ночь в
Отрадном», «Князь Андрей
Болконский на Аустерлицком
поле», «Первый бал Наташи
Ростовой» и др.
1
Практическое
занятие
Научить анализировать
эпизод произведения в
его связи с
содержанием
произведения
19
29-30
Различные
возможности
использования чужого слова
в
литературном
произведении.
2
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
20
31
Комплексный анализ рассказа 1
(на материале произведений А.
П. Чехова)
Практическое
занятие
21
32
Лингвостилистический анализ
текста: лексика и ИВС
1
Практическое
занятие
22
33
План сравнительного анализа
лирических произведений на
материале стихотворений
поэтов XIX века.
2
Практическое
занятие
23
34
Структура простого и
сложного плана. Конспект.
Тезисы.
Повторить
определение
понятий цитата,
аллюзия,
реминисценция, их
роль в
художественном
произведении.
Отработать
умение
делать
полный
комплексный анализ
прозаического
произведения
Совершенствовать
умение анализировать
лексический
и
синтаксический строй
произведения,
распознавать тропы и
стилистические
фигуры
Совершенствовать
умение
проводить
сравнительный
и
сопоставительный
анализы на примере
поэтических творений
поэтов 19 века.
Дать понятие о
составлении тезиса,
конспекта, простого и
сложного плана
Итого:
Практическое
занятие
2
34