РП Функциональная грамотность 5-9 КЛАСС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
основного общего образования
«РАССМОТРЕНО»
на заседании Педагогического
совета БМАОУ СОШ№23
Протокол №1
от 28.08.25 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор БМАОУ СОШ№23
_________ Н.А.Якорнова
Приказ № 282
От «28» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
5-9 классы

п.Кедровка 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 5-х –9-х
классов БМАОУ СОШ №23 разработана в соответствии с требованиями:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
4.
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
5.
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом директора БМАОУ
СОШ №23 от 28.08.2025 № 282 «О внесении изменений в основную образовательной программу
основного общего образования».
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 5–9-х классов
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования ФГОС
ООО и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания БМАОУ
СОШ №23
Учебный курс «Функциональная грамотность» входит в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений.
Учебный курс «Функциональная грамотность» рассчитан на 170 часов, изучается на протяжении всего
периода реализации ООП ООО с 5-го по 9-й класс (1 час в неделю, 34 часа в год). Учебный курс имеет
модульную структуру, в состав учебного курса входят четыре модуля:
·
·
·
·

читательская грамотность;
математическая грамотность;
финансовая грамотность;
естественно-научная грамотность.
В каждом классе обучающиеся осваивают содержание всех четырех модулей. Последовательность изучения
содержания модулей определяет образовательная организация. Содержание каждого модуля предполагает
поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5-м классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания
из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных
носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена
в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6-м классе формируется умение применять знания о математических, естественно-научных, финансовых и
общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7-м классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и
синтезировать в единую картину, могут иметь различные аспекты. Школьники должны овладеть
универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8-м классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними
проблемы в рамках предметного содержания.
В 9-м классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы
относительно различных ситуаций, проблем и явлений в отрыве от предметного содержания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
Читательская

Математическая

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

находит и извлекает
информацию из
различных текстов

находит и извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

6 класс
Уровень
понимания и
применения

применяет
извлеченную из
текста
информацию для
решения разного
рода проблем

Применяет
математические
знания для
решения разного
рода проблем

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

анализирует и
интегрирует
информацию,
полученную из
текста

Формулирует
математическую
проблему на основе
анализа ситуации

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)

Оценивает форму и
Содержание текста
в рамках

интерпретирует и
оценивает
математические
данные в

Грамотность

Естественнонаучная
находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях в
различном
контексте
объясняет и
описывает
естественнонаучные
явления на основе
имеющихся
научных знаний

Финансовая

распознает и
исследует личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте
интерпретирует и
оценивает личные,
местные,
национальные,

анализирует
информацию в
финансовом
контексте

находит и извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте
Применяет
финансовые знания
для
решения разного
рода проблем

Оценивает
финансовые
проблемы в

Глобальные
компетенции
рассматривает
вопросы и ситуации
местного,
глобального и
межкультурного
значения
овладевает
навыками,
необходимыми для
жизни во
взаимосвязанном
мире; использует
знания о мире и
критически мыслит
при рассуждении о
глобальных
событиях
способен задавать
вопросы,
анализировать
информацию,
объяснять явления и
вырабатывать
собственную
позицию
способен понимать
и ценить различные
точки зрения и
мировоззрения;

Креативное
мышление
генерирует новые
идеи на основе
существующей
информации,
например, текста
или изображения;
практикуется в
творчестве,
создавая, например,
продолжение или
альтернативное
окончание любимой
сказки

умеет использовать
свое воображение
для выработки и
совершенствования
идей, формирования
нового знания,
решения задач, с
которыми он не
сталкивался раньше
развивает
воображение и
фантазию,

в рамках
предметного
содержания

предметного
содержания

контексте лично
значимой ситуации

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной
ситуации

глобальные
естественнонаучные
проблемы в
различном
контексте в рамках
предметного
содержания
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучных
проблемах в
различном
контексте в рамках
метапредметного
содержания

различном
контексте

Оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы, строит
прогнозы,
предлагает пути
решения

творческую
активность детей.

способен наладить
позитивное
взаимодействие с
людьми разного
национального,
этнического,
религиозного,
социального или
культурного
происхождения или
пола.

Демонстрирует
готовность к
саморазвитию,
самообразованию
на основе
мотивации к
обучению и
познанию.

Личностные

5-9
классы

Читательская

Математическая

Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Естественнонаучная
Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучных
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Грамотность
Финансовая

Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина
страны

Глобальные
компетенции
изучает местные, глобальные
проблемы и вопросы
межкультурного
взаимодействия, понимает
и оценивает различные точки
зрения и мировоззрения,
успешно и
уважительно взаимодействует
с другими, а также действует
ответственно для
обеспечения устойчивого

Креативное
мышление
Умеет использовать
свое воображение для
выработки и
совершенствования
идей, формирования
нового знания,
решения задач, с
которыми он не
сталкивался раньше.

развития и
коллективного благополучия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
5 класс
№
1

3

Тема занятия
Основная тема в фольклорном
произведении.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля
Работа с текстом

4
5
6
7
1
2

Типы текстов
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения
Работа со сплошным текстом
Газетная утка
Солнечные дети

2

Содержание занятия
Определение основной темы в фольклорном произведении.
Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.
Квест, конкурс.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Ролевая игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
6 класс
№
1
2
3

Тема занятия
Основная тема и идея в эпическом
произведении
Древнерусская летопись как источник
информации о реалиях времени
Сопоставление содержания
художественных текстов

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

Формы деятельности
Беседа, конкурс.

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях
времени.
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных текстах.

Круглый стол. Ролевая игра.
Работа в парах,
игра в формате КВН.

4

Работа с текстом

5
6
7

Типы текстов
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1
2

Вещества и материалы
Социальная реклама

Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru)
Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru

Квест, круглый стол.
Круглый стол, дискуссия.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
7 класс
№
1
2
3
4
5
6
1
2

Тема занятия
Содержание занятия
Основная тема и идея в лирическом
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
произведении
Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление
содержания
текстов Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение,
резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
основную мысль текста
предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Регенеративная медицина
Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/)
Такой разный звук
Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/)

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол, ролевая
игра
Квест, дискуссия, круглый стол.
Деловая игра
Квест, круглый стол.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
8 класс
№
1
2
3

Тема занятия
Основная тема и идея в драматическом
произведении
Сопоставление содержания текстов
официально-делового стиля
Работа с текстом

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из текста в
изменённой ситуации?

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол.

4

Типы текстов

5
6
7

Поиск ошибок в тексте
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом

1
2

Видеть глазами души
Практическая работа

Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению
работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры
(рубежная аттестация)
Видеть глазами души (https://media.prosv.ru )
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа
рэш.фг).

Квест, дискуссия.
Квест, круглый стол.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
9 класс

№
1

Тема занятия
Электронный текст как источник
информации.

2
3

Сопоставление содержания текстов
научного стиля.
Работа с текстом

4

Типы текстов

5
6

Составление плана на основе исходного
текста
Типы задач на грамотность

7

Работа со смешанным текстом.

1

Кир Булычев «Новости будущего века»

2

Практическая работа

Содержание занятия
Формирование читательских умений с опорой на текст и
внетекстовые знания. Электронный текст как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное
обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная
аттестация).
Кир Булычев «Новости будущего века»
(отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/)
Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа
рэш.фг).

Модуль «Основы математической грамотности» (8ч.)

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах, дискуссия
Квест, круглый стол.
Деловая игра, круглый стол
Работа в группах, соревнование
в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.

5 класс
№
1

Тема занятия
Счет и десятичная система счисления

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца

3
4

Задачи на переливание и взвешивание
Логические задачи

5

Первые шаги в геометрии

6

Размеры объектов окружающего мира

7

Комбинаторные задачи

8

Проведение рубежной аттестации.

Содержание занятия
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц
до Вселенной), длительность процессов окружающего мира
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Беседа, обсуждение, практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
Урок-исследование.
Беседа, обсуждение практикум.
Игра, урок-исследование,
брейн-ринг, конструирование.
Обсуждение, урок-практикум,
моделирование.
Урок-практикум.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.)
6 класс
№
1
2

Тема занятия
Числа и единицы измерения
Вычисление величины

3

Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом
Инварианты: задачи на четность

4
5
6
7
8
9.

Решение логических задач
Графы и их применение в решении задач
Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики
Проведение рубежной аттестации.

Содержание занятия
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на
пары)
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение фигур: геометрические
фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности
Проведение рубежной аттестации

Формы деятельности
Игра, обсуждение, практикум.
Исследовательская работа, урок
практикум.
Обсуждение, урок-практикум,
соревнование.
Урок-игра, урок-исследование.
Урок-игра
Обсуждение, урок-практикум.
Беседа, урок-исследование,
моделирование.
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.)
7 класс
№
1

8
9

Содержание занятия
Арифметические и алгебраические выражения: свойства
операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью
линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств
фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач
практического содержания.
Решение задач на вероятность событий
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств
Элементы теории множеств как объединяющее основание
многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в Статистические явления, представленные в различной форме:
различной форме
текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы
Решение задач исследовательского характераРешение геометрических задач исследовательского характера.
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.

№
1

Тема занятия
Работа с информацией

2

Вычисление расстояний на местности

3
4

Квадратные уравнения
Алгебраические связи между элементами
фигур

5

Математическое описание зависимости
между переменными
Интерпретация трёхмерных изображений
Определение ошибки измерения

2
3
4

5
6
7

6
7

Тема занятия
Арифметические и алгебраические
выражения
Моделирование изменений окружающего
мира с помощью линейной функции
Задачи практико-ориентированного
содержания
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.)
8 класс

Содержание занятия
Работа с информацией, представленной в форме таблиц,
диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, неаналитические методы решения
Алгебраические связи между элементами фигур: теорема
Пифагора, соотношения между сторонами треугольника),
относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов
наступления того или иного события.

Формы деятельности
Обсуждение, практикум.
Исследовательская работа, урок
практикум.
Обсуждение, урок-практикум.
Обсуждение, урок-практикум,
урок-исследование.
Урок-игра, урок-исследование.
Урок-исследование.
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Исследовательская работа.
Тестирование.

Формы деятельности
Практикум
Беседа. Исследование.
Практикум
Проектная работа
Обсуждение. Урок-практикум
Моделирование
Урок-исследование.

8
9.

Решение типичных математических задач
.
Проведение рубежной аттестации

Решение типичных математических задач, требующих
прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации

Урок-практикум.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности»
9 класс
№
1

Тема занятия
Представление данных в виде таблиц

2
3
4
5

Представление данных в виде диаграмм
Построение мультипликативной модели
Задачи с лишними данными
Решение типичных задач через систему
линейных уравнений
Количественные рассуждения

6

7
8

Решение стереометрических задач
Вероятностные, статистические явления и
зависимости

Содержание занятия
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные
вопросы
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.

Формы деятельности
Беседа. Обсуждение. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Моделирование. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.
Обсуждение. Практикум.
Обсуждение. Практикум.
Исследование. Интерпретация
результатов в разных контекстах.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
1

Тема занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Человек и природа

2
3

Здоровье как ценность
Традиции и обычаи

Содержание занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное
отношение к живой природе)
Здоровье как ценность
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и
идентификации с определённой культурой)

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Игра, круглый стол.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)

6 класс
№
1

Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах

2

Откуда берутся деньги?

3

Собственность и доходы от нее

4
5
1
2
3

Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги?
Права человека как ценность
Семья
Глобальные проблемы

Содержание занятия
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Права человека как ценность
Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка)
Основные причины возникновения глобальных проблем

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Викторина, квест, квиз
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
7 класс
№
1
2

Тема занятия
Что такое налоги ь?
Виды налогов

3

Что такое государственный бюджет?

4
5

Виды социальных пособий
История возникновения банков

6

Вклады: как сохранить и приумножить?

1

Права человека

2
3

Семья
Образование как ценность и право

Содержание занятия
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются
налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё
про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой
безопасный Банк в кармане.
Права человека (аспекты: равноправие, противостояние
политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим
видам неравенства)
Семья (аспект: роль семьи в жизни общества)
Образование как ценность и право

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
8 класс
№
1
2
3

Тема занятия
Потребление или инвестиции?
Как сберечь личный капитал?
Бизнес и его формы

Содержание занятия
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

4
5
6

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
Бизнес подростков и идеи
Кредит и депозит

1

Комплексное задание «Говорим на одном
языке»

2

Комплексные задания «Футбол и дружба»

3

Комплексное задание «Самоуправление в
школе»

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные
с ними.
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер,
отражая позиции «традиции и обычаи» (аспект: многообразие
культур и идентификация с определенной культурой) и «семья и
школа» (аспект: роль семьи и школы в воспитании и образовании
ребенка).
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие; отражает тему «традиции и
обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного
диалога).
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие; отражает тему «передача
социального опыта, воспитание и самовоспитание»

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Викторина, круглый стол,
дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.

Круглый стол, игра.

Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
9 класс
№
1
2

Тема занятия
Ценные бумаги
Риски акций и управление ими

3
4

Паевые инвестиционные фонды
Инвестиционное профилирование.

5
6

Участники страхового рынка
Государственное и негосударственное

Содержание занятия
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, дебаты
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, викторина, квест, квиз
Дебаты, беседы.

1

пенсионное страхование
Комплексное задание «Этичная одежда»

2

Комплексное задание «Олимпийская
команда беженцев»

3

Комплексное задание «Экологичная
обувь»

Содержательный контекст комплексного задания представляет
Беседы, диалоги, дискуссии.
глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных
проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.
Содержательный контекст комплексного задания представляет
Круглый стол, игра.
межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер,
отражая позиции «традиции и обычаи».
Содержательный контекст комплексного задания представляет
Игра, экскурсия.
глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных
проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.)
5 класс
№

Тема занятия

1
2

Звуковые явления
Устройство динамика

3
4
5

Движение и взаимодействие частиц
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе

6
7

Земля, внутреннее строение Земли
Атмосфера Земли

8

Уникальность планеты Земля

Содержание занятия
Формы деятельности
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Демонстрация записей звуков
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и Наблюдение физических
его воздействие на человека.
явлений.
Строение вещества
Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Презентация. Учебный
эксперимент. Наблюдение
Вода. Уникальность воды
физических явлений.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Работа с коллекциями
минералов и горных пород.
Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни
Беседа. Презентация.
на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.)
6 класс
№
1
2

Тема занятия
Тело и вещество
Масса

Содержание занятия
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества
Масса. Измерение массы тел.

Формы деятельности
Наблюдения
Лабораторная работа

3

Строение вещества

4
5

Тепловые явления
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.

6
7

Представления о Вселенной
Модель солнечной системы

8
9.

Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

№

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.)
7 класс

Тема занятия

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.

2
3
4

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля
Деформация тел

5

Атмосферные явления

6

Давление воды в морях и океанах

7
8

Внешнее строение дождевого
моллюсков, насекомых
Внешнее и внутреннее строение рыбы

9

Внешнее и внутреннее строение птицы

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.

Земля, мировой океан
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов.
Биологическое разнообразие
червя, Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие.
Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц.
Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

Моделирование
Презентация
Проектная работа
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
Квест
Тестирование.

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация
моделей
Демонстрация моделей
Лабораторная работа
Посещение производственных
или научных лабораторий
Проектная деятельность

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.)
8 класс
№
1
2
3
4
5
6.
7.
8.

Тема занятия

Содержание занятия
Структура и свойства вещества (электрические явления)
Занимательное электричество.
Занимательное электричество
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм.
Магнетизм и электромагнетизм.
Плотины. Гидроэлектростанции
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски
при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь.
Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет. Наследственность.
Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Системы жизнедеятельности человека.
Рубежная аттестация
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация моделей
Беседа. Демонстрация
моделей. Презентация.
Проектная работа
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.)
9 класс
№

Тема занятия

1
2

Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.

3

Изменения состояния веществ.

4

Физические явления и химические
превращения

5

Размножение организмов

6

Вид и популяции

7

Закономерности изменчивости

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение
видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.

Формы деятельности
Демонстрация
Дебаты

моделей.

Беседа. Демонстрация
моделей.
Презентация. Учебный
эксперимент. Исследование.
Беседа.
Демонстрация
моделей.
Учебный эксперимент.
Наблюдение явлений.

8

Потоки вещества и энергии в экосистеме

9

Антропогенное воздействие на биосферу

Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие
экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.

Демонстрация моделей.
Моделирование.

План изучения модулей функциональной грамотности
Класс
5
6
7
8
9
10

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
ЧГ, КР (7+2)
ЕН (9)
ЕН (9)
ФГ, ГК (6+2)
МГ (9)
ЧГ, КР (6+3)

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
МГ (8)
ЧГ, КР (7+2)
ЧГ, КР (6+2)
ЕН (8)
ФГ, ГК (6+2)
МГ, ГК (5+3)

ЯНВАРЬ-МАРТ
ФГ, ГК (6+3)
МГ (9)
МГ (9)
ЧГ, КР (7+2)
ЕН (9)
ФГ, КР (5+4)

АПРЕЛЬ-МАЙ
ЕН (8)
ФГ, ГК (5+3)
ФГ, ГК (6+2)
МГ (8)
ЧГ, КР (7+2)
ЕН, ГК (5+3)

Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5.ЯКласс https://www.yaklass.ru/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».