МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ № 23
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Директор БМАОУ
СОШ №23
Протокол №1 от «28»
августа 2025 г.
Н.А. Якорнова
Приказ №282 от «28»
августа 2025 г.
________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биатлон»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений
для обучающихся 5-9 классов
Березовский муниципальный округ, п.Кедровка 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биатлон» составлена на основании федеральной
рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» для 5-9 классов (модуль
«Биатлон» (далее – модуль по биатлону, биатлон) на уровне основного общего образования.
Рабочая программа составлена с опорой на методические рекомендации и с учетом
современных тенденций в системе образования и использования спортивноориентированных форм, средств и методов обучения по различным видам спорта.
Биатлон – вид спорта, который способствует всестороннему физическому,
интеллектуальному, нравственному развитию обучающихся, укреплению здоровья,
привлечению обучающихся всех возрастов к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, их личностному и профессиональному самоопределению. Во время
образовательной деятельности в биатлоне постоянно меняются спортивные дисциплины и
комплексы упражнений, направленные на формирование у занимающихся жизненно
необходимых навыков, чередуются физические нагрузки различной направленности и
продолжительности.
Биатлон способен развивать не только физические, но и нравственные качества
обучающихся,
способствует
укреплению
навыков
внутренней
организации,
самодисциплины, выработке коммуникативных качеств характера, физической
выносливости.
Модуль по биатлону также направлен на развитие массовости занятий
биатлоном как популярным, зрелищным, перспективным видом спорта, создание
условий занятий прикладными видами физической активности – кроссовой
подготовкой, плаванием, силовыми упражнениями, лыжными гонками, стрелковой
подготовкой, расширение объема селекционной работы, повышение
эффективности подготовки олимпийского резерва.
Целью изучения модуля по биатлону является формирование у обучающихся
навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой
мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового
образа жизни через занятия физической культурой и спортом с использованием
средств биатлона.
Задачами изучения модуля по биатлону являются:
способствование формированию жизненно важных двигательных умений
и навыков;
развитие координации, гибкости, профессиональных и прикладных навыков,
общей физической выносливости;
развитие двигательных функций, обогащение двигательного опыта;
воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим:
доброжелательность, чувство товарищества, коллективизма, уважения
к историческому наследию Российского спорта;
формирование стойкого интереса к занятиям спортом и физическим
упражнениям;
выработка потребности в здоровом образе жизни;
понимание важности занятий спортом для полноценной жизни.
Место и роль модуля по биатлону.
Модуль по биатлону доступен для освоения всем обучающимся, независимо
от уровня их физического развития и пола, расширяет спектр физкультурноспортивных
направлений в общеобразовательных организациях.
Специфика модуля по биатлону сочетается практически со всеми базовыми
видами спорта, входящими в изучение физической культуры
в общеобразовательной организации (легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры) и разделами «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной
деятельности», «Физическое совершенствование».
Интеграция модуля по биатлону поможет обучающимся в освоении
образовательных программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного
образования, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке
обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных соревнованиях.
Модуль по биатлону может быть реализован в следующих вариантах:
при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса
освоения обучающимися учебного материала по биатлону с выбором различных
элементов биатлона, с учетом возраста и физической подготовленности
обучающихся (с соответствующей дозировкой и интенсивностью);
в виде целостного последовательного учебного модуля, изучаемого за счет
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей,
в частности, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающие удовлетворение различных интересов обучающихся
(при организации и проведении уроков физической культуры с 3-часовой
недельной нагрузкой рекомендуемый объем в 5–9 классах – по 34 часа);
в виде дополнительных часов, выделяемых на спортивно-оздоровительную
работу с обучающимися в рамках внеурочной деятельности и (или) за счет
посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов,
включая использование учебных модулей по видам спорта (рекомендуемый объем
в 5–9 классах – по 34 часа).
Содержание модуля по биатлону
1) Знания о биатлоне.
Названия и роль главных организаций, страны, региона занимающихся
развитием биатлона.
Выдающиеся отечественные биатлонисты, тренеры, внесшие общий вклад
в развитие и становление современного биатлона.
Основные направления спортивного менеджмента и маркетинга в биатлоне.
Современные правила организации и проведение соревнований по биатлону.
Правила судейства соревнований по биатлону, роль и обязанности судейской
бригады.
Правила ухода за инвентарем и спортивным оборудованием для биатлона.
Правила безопасной культуры занятий биатлоном, поведения
на соревнованиях в качестве зрителя или волонтера.
Характерные травмы биатлонистов, методы и меры предупреждения
травматизма во время занятий.
Основы правильного питания и суточного пищевого рациона биатлонистов.
Влияние занятий биатлоном на индивидуальные особенности физического
развития и физической подготовленности организма.
Влияние занятий биатлоном на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие
физических качеств.
Основы организации здорового образа жизни средствами биатлона, методы
профилактики вредных привычек и асоциального ведомого поведения.
Влияние занятий биатлоном на формирование положительных качеств
личности человека.
Методы предупреждения и нивелирования конфликтных ситуаций во время
занятий биатлоном.
Характеристика средств общей и специальной физической подготовки,
применяемых в учебных занятиях с юными биатлонистами.
Стратегия и тактика прохождения дистанции биатлона.
Основы обучения и выполнения различных технических и тактических
действий биатлона и эффективность их применения во время прохождения
дистанции биатлона.
Словарь терминов и определений.
Правила организации мест для занятий биатлоном (параметры
профессиональных площадок, в спортивном зале и игровом поле на открытой
местности, в бассейне, открытой воде (для аква-биатлона), необходимое
оборудование и специализированный инвентарь).
2) Способы самостоятельной деятельности.
Самоконтроль и его роль в учебной и соревновательной деятельности.
Первые признаки утомления. Средства восстановления после физической
нагрузки и (или) во время занятий биатлоном.
Контроль за физической нагрузкой, самоконтроль физического развития;
анализ своих показателей и сопоставление их со среднестатистическими
данными.
Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде и обуви
для занятий биатлоном. Правила ухода за спортивным инвентарем
и оборудованием.
Составление индивидуальных планов (траектории роста) физической
подготовленности.
План индивидуальных занятий биатлоном.
Организация (с помощью учителя) и проведение общеразвивающей
и специальной разминки биатлониста.
Индивидуальные комплексы общеразвивающих, оздоровительных
и корригирующих упражнений. Закаливающие процедуры.
Организация и проведение различных частей урока, занятия, различных форм
двигательной активности средствами биатлона (игры со сверстниками).
Подвижные игры и эстафеты с элементами биатлона.
Контрольно-тестовые упражнения по физической культуре модуля
по биатлону.
Дневник самонаблюдения за показателями физического развития, развития
физических качеств и состояния здоровья. Методика проведения наблюдения
за динамикой показателей физического развития.
Подбор физических упражнений для развития физических качеств
биатлониста.
Методические принципы построения частей урока (занятия) по биатлону.
3) Физическое совершенствование.
Подбор и составление комплексов общеразвивающих упражнений.
Проектирование комплексов упражнений и (или) части занятия (разминка,
подготовительная, основная, заключительная часть; групповое занятие).
Технические и тактические действия в биатлоне, изученные на уровне
начального общего образования.
Подвижные игры и эстафеты специальной направленности.
Учебные соревнования по биатлону.
Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях
по биатлону (проект «Биатлон в школе», Всероссийском марафоне «Биатлон
в школу, Биатлон в ГТО, Биатлон в колледж» и другие мероприятия).
Содержание модуля по биатлону направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
При изучении модуля по биатлону на уровне основного общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:
формирование патриотизма, уважения к Отечеству через знание истории
и современного состояния развития биатлона, включая региональный,
всероссийский и международный уровни;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,
мотивации и осознанному выбору индивидуальной траектории образования
средствами биатлона, профессиональных предпочтений в области физической
культуры и спорта;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
в команде, со сверстниками и педагогами;
овладение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам, положительных качеств личности,
моральной компетентности в решении проблем в процессе занятий физической
культурой, игровой и соревновательной деятельности в биатлоне;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в учебной,
соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях;
проявление во время учебной и игровой деятельности волевых, социальных
качеств личности, организованности, ответственности;
проявление уважительного отношения к одноклассникам, проявление
культуры общения и взаимодействия, терпения и настойчивости в достижении
общих целей в учебной и игровой деятельности на занятиях биатлоном.
При изучении модуля по биатлону на уровне основного общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения средствами
биатлона, ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурноспортивном
направлении;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
задач в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, оценивать
правильность выполнения задач, собственные возможности их решения;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов
в учебной, игровой и соревновательной деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы
физических упражнений в двигательные действия и наоборот; схемы
для тактических, игровых задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее
решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций
и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
проявление компетентности в области использования информационнокоммуникационных
технологий; соблюдение норм информационной
избирательности, этики и этикета.
При изучении модуля по биатлону на уровне основного общего образования
у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:
знания о влиянии занятий биатлоном на укрепление здоровья, повышение
функциональных возможностей основных систем организма и развитие
физических качеств; на индивидуальные особенности физического развития
и физической подготовленности организма;
понимание роли главных спортивных организаций, занимающихся развитием
биатлона в мире, в Европе, в России и в своем регионе;
знание выдающихся отечественных и зарубежных биатлонистов и тренеров,
внесших наибольший вклад в развитие и становление современного биатлона;
понимание роли и значения различных проектов в развитии и популяризации
биатлона для обучающихся; участие в проектах по биатлону, участие
в физкультурно-соревновательной деятельности;
понимание особенностей стратегии и тактики прохождения дистанций
биатлона различной длины и сложности;
понимание основных направлений развития спортивного маркетинга
в биатлоне, развитие интереса в области спортивного маркетинга, стремление
к профессиональному самоопределению;
знание основ современных правил организации и проведения соревнований
по биатлону; основных правил судейства, роли и обязанностей судейской бригады;
осуществление судейства контрольных занятий и соревнований в качестве
помощника судьи, секретаря или волонтера;
применение и соблюдение правил соревнований по биатлону в процессе
учебной и соревновательной деятельности; применение правил соревнований
и судейской терминологии в судейской практике;
умение проектировать, организовывать и проводить различные части урока
в качестве помощника учителя; подвижные игры и эстафеты с элементами
биатлона, во время самостоятельных занятий и досуговой деятельности
со сверстниками;
сформированность устойчивого навыка систематического наблюдения
за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями
развития основных физических качеств;
умение характеризовать и выполнять комплексы общеразвивающих
и корригирующих упражнений; упражнений на развитие быстроты, ловкости,
гибкости, общей и специальной выносливости; упражнений для укрепления
опорно-двигательного аппарата; специальных упражнений для формирования
эффективной техники двигательных действий биатлониста;
умение выполнять различные виды передвижений (плавание, стрельба
из пневматической винтовки, бег, лыжи) в различных видах естественной среды
(оборудованные водоемы, бассейны, спортивные залы, пришкольные стадионы,
лыжероллерные трассы, лесопарковая зона) с изменением скорости, темпа
и дистанции в учебной, игровой и соревновательной деятельности;
умение демонстрировать технику спортивного плавания различными
способами (кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс), прохождения
поворотов, а также стартовых прыжков, уверенное передвижение в воде в том
числе в небольшой группе других спортсменов;
умение демонстрировать эффективную технику бега по равнине со сменой
скорости бега и частоты шагов;
умение демонстрировать технику лыжных гонок, в том числе: ходы, подъемы,
спуски и повороты, торможение соскальзыванием, поворот прыжком,
прохождение крутых поворотов в различных условиях;
знание устройства и назначения основных узлов спортивного
пневматического оружия, овладение навыками сборки, разборки, технического
обслуживания пневматического оружия;
знание и применение на практике основных правил стрельбы
из пневматического оружия;
знание, моделирование и демонстрация индивидуальных, групповых и
командных тактический действий при прохождении дистанции биатлона в
учебной, игровой соревновательной и досуговой деятельности;
проявление заинтересованности и познавательного интереса к освоению
технико-тактических основ биатлона; умение отслеживать правильность
двигательных действий и выявлять ошибки в технике и тактике движений
в различных дисциплинах биатлона;
знание и применение правил безопасности при занятиях биатлоном,
правомерного поведения во время соревнований по биатлону в качестве зрителя
или волонтера;
знание и применение способов самоконтроля в учебной и соревновательной
деятельности, средств восстановления после физической нагрузки, приемов
массажа и самомассажа после физической нагрузки и (или) во время занятий
биатлоном;
умение составлять и выполнять индивидуальные комплексы
общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, упражнений
для развития физических качеств биатлониста, проведение закаливающих
процедур;
умение соблюдать требования к местам проведения занятий биатлоном,
правила ухода за спортивным оборудованием, инвентарем;
знание основных методов и мер предупреждения травматизма во время
занятий биатлоном; выявление факторов риска и предупреждение травмоопасных
ситуаций; умение оказывать первую помощь при травмах и повреждениях во время
занятий биатлоном;
способность планировать и проводить самостоятельные занятия по освоению
новых двигательных навыков и развитию основных специальных физических
качеств биатлониста, контролировать и анализировать эффективность этих
занятий;
знание и соблюдение основ сбалансированного питания и суточного пищевого
рациона биатлонистов; составление рациона питания; основ организации
здорового образа жизни средствами биатлона, методов профилактики вредных
привычек и асоциального ведомого (отклоняющегося) поведения;
выполнение контрольно-тестовых упражнений по общей, специальной
и физической подготовке биатлонистов; знание методов тестирования физических
качеств, умение оценивать показатели физической подготовленности,
анализировать результаты тестирования, сопоставлять со среднестатистическими
показателями; проведение тестирования уровня физической подготовленностив биатлоне
со сверстниками.
Контрольные нормативы
Упражнение
Норматив
Общая физическая подготовка
Бег 60м, сек
10,0-11,0
Бег 100м, сек
16,0-18,0
Прыжок в длину с места, см
150-170
Подтягивания на перекладине
3
Подъем туловища в положении лежа за 30 18-20
сек
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
12-15
Бег 1500м, мин, сек
8.40-9.00
Специальная физическая подготовка
Лыжная гонка
Выполнение 2-3 ю.р.
Поурочное планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Развитие биатлона в России и за рубежом
Значение и место биатлона в российской системе физического
воспитания,
всероссийские соревнования по биатлону
Правила биатлона (общие правила, правила индивидуальной гонки,
спринта, гонки преследования, масстарта, эстафеты, смешанной
эстафеты, штрафы за нарушения
правил
Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние
физических
упражнений на организм занимающихся
комплексы общеразвивающих упражнений направленные на развитие
гибкости,
координационных способностей, силовой выносливости, циклические
упражнения
Обучение технике стрельбы: изготовка
изучение, закрепление и совершенствование техники стрельбы в
биатлоне
Часы
1
1
1
1
1
1
1
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Обучение технике стрельбы: прицеливание, задержка дыхания
Обучение технике стрельбы: прицеливание, задержка дыхания
Обучение технике стрельбы: спуск курка
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Обучение технике передвижения на лыжах: одновременный
двушажный
коньковый ход (одновременная работа рук)
Обучение технике передвижения на лыжах: одновременный
двушажный
коньковый ход (согласованность движений рук и ног)
Правила биатлона
Интенсивность и ритм стрельбы
Соревнования «Биатлон в школу»
Совершенствование техники передвижения на лыжах: смена
попеременного и
одновременного ходов
Совершенствование техники передвижения на лыжах: равномерное
передвижение
коньковым ходом по пересеченной местности
Врачебный контроль и самоконтроль.
Контрольное испытание
Развитие мышечной силы (подтягивание, отжимание, пресс)
Развитие выносливости (бег в низком темпе)
Совершенствование технике стрельбы: прицеливание, задержка дыхания
Психологическая подготовка.
Контрольные нормативы (60м, прыжок в длину с места, Сгибание и
разгибание
рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине)
Развитие быстроты (бег на короткие дистанции)
Совершенствование технике стрельбы: прицеливание, задержка дыхания
Контрольные нормативы (бег 100м, подъем туловища из положения
лежа за 1 мин)
Развитие гибкости (выпады, наклоны, махи)
Контрольные нормативы (бег 1500м)
Совершенствование технике стрельбы: спуск курка
Развитие ловкости (кувырки, смена направления)
Спортивные и подвижные игры
Контрольное испытание
Общее количество часов:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)