Пояснительная записка
Практически у каждого ребенка младших классов слово «химия» вызывает
живейший интерес. Однако к началу изучения химии в 8-м классе
познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают.
Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не
очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, высокой плотностью
программы. С целью формирования основ химического мировоззрения
предназначена рабочая программа дополнительного образования для
учащихся 7-11 классов «Химия без границ».
Цель программы: на начальном этапе познакомить школьников с предметом
химии, сформировать устойчивый познавательный интерес к данному
предмету; на базовом уровне углубить знания, полученные на уроках; на
продвинутом уровне освоить со школьниками основы исследовательской
научно-практической деятельности.
Задачи: развить познавательные интересы и интеллектуальные способности
в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность
приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными
потребностями; - развить учебно-коммуникативные умения; - формирование
умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие вприроде,
быту, демонстрируемые учителем; формировать умение работать с
веществами, выполнять химические опыты, соблюдать правила техники
безопасности; - вести проектную деятельность;
Занятия рассчитаны для проведения 1 раз в неделю по 40 мин, всего 34 занятия
за учебный год.
Содержание занятий подбиралось следующим образом: интеграция учебного
содержания (использование не только химического содержания, но и введение
в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.); частая смена
видов деятельности (за 30–40 мин от 3 до 5 раз); использование самых
разнообразных организационных форм; акцент на практические виды
деятельности; обеспечение успеха и психологического комфорта каждому
члену кружка путем развития его личностных качеств посредством
эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за
динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Основные методы: Проведение химических опытов, чтение химической
научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и
выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ, творческая
работа по конструированию и моделированию
Основные формы: Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы,
викторины, игры, индивидуальная работа над проектами.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать
по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться
словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать
причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения; докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Личностные результаты: сформированность познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся; самостоятельность
в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
Содержание программы
Год
Уровень
обучения
обучения
1
стартовый
2
базовый
3
продвинутый
Название модуля
Вид модуля
Химия вокруг нас
Химия вне учебника
Органический
практикум
инвариантный
инвариантный
вариативный
Всего
часов
34
34
34
Форма аттестации и их периодичность
Стартовый
уровень
обучения:
зачисление
всех
промежуточное тестирование, итоговое тестирование.
желающих,
Базовый уровень: зачисление по итогам итогового тестирования
стартового уровня, промежуточное тестирование, итоговое тестирование.
Продвинутый уровень: зачисление по итогам итогового тестирования
базового уровня, промежуточная защита проекта, итоговая защита проекта.
Учебно-тематический план
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ. ХИМИЯ ВОКРУГ НАС. 34 часа.
№
Учебная тема
Общее
количество
часов
В том
числе
теория
В том
числе
практика
1
Ознакомление с кабинетом химии и изучение
правил техники безопасности
1
0,5
0,5
2
Нагревательные приборы и пользование ими
1
0,5
0,5
3
Определение температур кипения и плавления
веществ
1
0,5
0,5
4
Взвешивание, фильтрование и перегонка
1
0,5
0,5
5
Приготовление растворов в химической
1
0,5
0,5
лаборатории и в быту
6
Пересыщенные растворы
1
0,5
0,5
7
Кристаллогидраты.
2
0,5
1,5
1
Выращивание сада из кристаллов
8
Вперед к покорению вершин олимпиад
2
1
9
Промежуточное тестирование
1
1
10
Измерение рН в разных средах
1
0,5
0,5
11
Практикум исследование: Определение
кислотности почв
3
1
2
12
Практикум – исследование: Изучение щелочности
различных сортов мыла и моющих средств
3
1
2
13
Практикум исследование: Индикаторные свойства
различных растений и цветов (с определением рН
3
1
2
2
растворов)
14
Практикум-исследование: Определение
зависимости изменения рН цельного и
пастеризованного молока от сроков хранения
3
1
15
Выбор тем проектных работ
2
2
16
Планирование работы над проектом
6
3
3
17
Итоговое тестирование
2
1
1
Итого
34
16
18
Общее
количество
часов
В том
числе
теория
В том
числе
практика
0,5
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. ХИМИЯ ВНЕ УЧЕБНИКА. 34 часа.
№
Учебная тема
1
Инструктаж по техники безопасности. Новое в
лаборатории.
1
0,5
2
Вперед к покорению вершин олимпиад
(равномерно в течение 1 полугодия)
3
3
3
Тепловой эффект растворения веществ в воде
1
0,5
0,5
4
Конструирование «химических грелок»,
основанных на химических реакциях
3
1
2
5
Изучение влияния различных факторов на
скорость химической реакции
1
0,5
0,5
6
Практикум-исследование: Влияние света и
кислорода на скорость разложения раствора
иодида калия.
2
1
1
7
Промежуточное тестирование
1
1
8
Работа над индивидуальными проектами
(равномерно в течение учебного года)
14
7
7
9
Электролиты и неэлектролиты
1
0,5
0,5
10
Практикум-исследование: Определение хлоридионов в питьевой воде
2
1
1
11
Изменение рН в ходе окислительновосстановительных реакций
1
0,5
0,5
12
Определение аммиачной селитры и мочевины в
минеральных удобрениях
2
1
1
9
Итоговое тестирование
2
1
1
Итого
34
18,5
15,5
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ. ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. 34 часа.
№
1
Учебная тема
Инструктаж по техники безопасности. Новое в
лаборатории.
Общее
количество
часов
В том
числе
теория
В том
числе
практика
1
0,5
0,5
2
Органическая химия – это увлекательно.
Дополнительные штрихи к важнейшим
открытиям.
1
1
3
Эти органические молекулы. Состав один свойства
разные?
1
0,5
0,5
4
Элементарный анализ органических веществ
1
0,5
0,5
5
Конструирование молекул органических веществ
1
0,5
0,5
6
Нефть
1
0,5
0,5
7
Каучук. История открытия
1
0,5
0,5
8
Свойства спиртов
2
1
1
Практикум-исследование: Обнаружение глюкозы в
ягодах и плодах
3
1
2
Получение свекловичного сахара
1
0,5
0,5
Крахмальный завод на дому
1
0,5
0,5
Промежуточная аттестация
1
1
Обратимая и необратимая денатурация белка
2
1
1
Алкалоиды и дубильные вещества. Опыты с
чайным листом.
3
1
2
Практикум-исследование: Обнаружение
витаминов в пищевых продуктах
3
1
2
Работа над проектом (равномерно в течение
учебного года)
9
4,5
4,5
Итоговая аттестация. Защита проекта
2
1
1
34
16,5
17,5
Литература
Литература для учителя.
1. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с
исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.//
Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в
нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
3. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
5. Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.//
Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия,
1985
7. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. 2005.-№ 5.- с. 25-26
8. Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в
школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
9. Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в
школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. //
Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
Литература для учащихся.
1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни:
Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и
ответами. М.: АРКТИ, 2000.
3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
4.Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.
Литература для учителя и учащихся.
1. Васильев В.П., Морозова Р.П., Кочергина Л. А. Практикум по
аналитической химии: Учеб. пособие для вузов. — М.: Химия, 2000. —
328 с.
2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии
и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392
с.
3. Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
4. Жилин Д. М. Общая химия. Практикум L-микро. Руководство для
студентов. — М.:
МГИУ, 2006. — 322с.
5. Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней
школе/
Беспалов П. И. Дорофеев М.В., Жилин Д.М., Зимина А.И., Оржековский
П.А. — М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 229 с.
6. Кристаллы.
Кристаллогидраты:
Методические
указания
к
лабораторным работам.
Мифтахова Н. Ш., Петрова Т. Н., Рахматуллина И. Ф. — Казань: Казан.
гос. технол. ун-т.,
2006. — 24 с.
7. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для
школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное
пособие. — М.: «Издательство АСТ»:
«Издательство Астрель», 2002. — 347 с.
8. Леенсон И. А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие,
скорость. — М.:
ООО «Издательство Астрель, 2002. — 192 с.
9. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. — М.: Химия, 1971.
— С. 71―89.
10. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В. Н. Химический
эксперимент в школе. — М.: Просвещение, 1987. —240 с.
11. Неорганическая химия: В 3 т./ Под ред. Ю. Д. Третьякова. Т. 1:
Физико-химические основы неорганической химии: Учебник для студ.
высш. учеб. заведений/М. Е. Тамм,
Ю. Д. Третьяков. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —240 с.
12. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.:
Педагогика,
1976. — 96 с.
13. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. — М.:
Яуза-пресс.
2011. — 208 с.
14. Сусленникова В.М, Киселева Е. К. Руководство по приготовлению
титрованных
растворов. — Л.: Химия, 1967. — 139 с.
15. Фарадей М. История свечи: Пер. с англ./Под ред. Б. В. Новожилова.
— М.: Наука.
Главная редакция физико-математической литературы,1980. — 128 с., ил.
— (Библиотечка «Квант»)
16. Хомченко
Г.
П.
,Севастьянова
К. И.
Окислительновосстановительные реакции. —
М.: Просвещение, 1989. — 141 с.
17. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия / Глав. ред.В. А. Володин,
вед. науч. ред.
И. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с.
18. Эртимо Л. Вода: книга о самом важном веществе в мире: пер. с фин.
—М.:
КомпасГид, 2019. — 153 c.
19. Чертков И.Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми
количествами реактивов. М.: Просвещение, 1989. — 191 с.
20. Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов
общеобразовательной школы.
http://www.chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog