РП Шахматы 1-2 класс, для формируемой части

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского округа
БМАОУ СОШ №23

Приложение к основной
общеобразовательной программе –
образовательной программе
начального общего образования

Рассмотрено
На заседании Педагогического совета
БМАОУ СОШ №23
Протокол №1
От «30» августа 2023_ г.

Утверждаю
Директор БМАОУ СОШ №23
____________Якорнова Н.А.
Приказ № 188
От «30» августа 2023_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Шахматы»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
для 1-2 класса начального общего образования

п. Кедровка,

2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Шахматы» для 1-2 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. №373, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №1567) на основе ООП НОО и
в соответствии с авторской программой «Шахматы» под редакцией А.А. Тимофеева.
Для реализации программы используется: Шахматы в школе. Первый год обучения:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А.
Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с учебным планом БМАОУ СОШ № 23 данная программа рассчитана
на преподавание занятий «Шахматы» в 1-2 классе в объеме 1 часа в неделю, всего 67 часов.

Планируемые результаты освоения
«Шахматы»
1.
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты:

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно
расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь
ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде
текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые
фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,
превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль,
эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные
тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу обучения дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и
взятия каждой фигуры.
К концу обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Сведения о каждом чемпионе мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат,
знакомство с ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная
позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шахматная
нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение
пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии,
материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур,
дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого
материального преимущества.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Конкурс решения позиций на тактические приѐмы «связка», «двойной удар»,
«нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной
шах», «мат по последней горизонтали».
Участие в школьном шахматном празднике.
Формы организации занятий:
- Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
- Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок и игровых ситуаций.
- Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и
позиции для игровой практики.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№
п/п
1
2
3
4
5

Тема раздела

Кол-во
часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Базовые понятия шахматной игры
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Конкурсы решения позиций
Соревнования
Шахматный праздник

2
48

Итого

1
12
1
67

Календарно-тематическое планирование

№ Тема

1

Шахматы
История
шахмат

–

мои друзья.
возникновения

Кол- Содержание
во
часов
1 Знакомство детей с правилами
техники безопасности на занятиях по
шахматам. Введение и раскрытие
понятия «шахматная игра», рассказ об
истории возникновения данного
понятия и шахматной игры в целом

2

Шахматная доска

1

3

Горизонталь

1

4

Вертикаль

1

5

Диагональ

1

6

Шахматная нотация

1

7

1

8

Шахматные фигуры и
начальная позиция
Ладья

9

Слон

1

1

10 Ферзь

1

11 Конь

1

12
13
14
15
16

Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение

1
1
1
1
1

Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и
чѐрными полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями,
правильным расположением
шахматной доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской:
новое понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей,
горизонталей, полей, шахматных
фигур
Расстановка шахматных фигур в
начальной позиции
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «ладья», еѐ местом в
начальной позиции, способом
передвижения ладьи по доске: ход и
взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «слон», его местом в
начальной позиции, объяснение
способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и
«чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения
ферзя по доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения
коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королѐм
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур

17 Взятие. Взятие на
проходе
18 Шах и защита от шаха

1

19 Мат
20 Пат – ничья
21 Рокировка

1
1
1

22 Основные принципы
игры в начале партии
23 Мат двумя ладьями
одинокому королю
24 Мат ферзѐм и ладьѐй
одинокому королю
25 Мат ферзѐм и королѐм
одинокому королю
26 Материальное
преимущество

1

27 Нарушение основных
принципов игры в
начале партии
28 Партии-миниатюры
29 Запись шахматной
партии
30 Шахматный этикет

1

31- Шахматный турнир
34
35 Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся
шахматисты мира

4

36 Шахматные фигуры
(повторение)
37 Нападение в шахматной
партии. Шах и защита от него.
Рокировка
(повторение)

1

1

1
1
1
1

1
1
1

1

1

Особое взятие пешкой: взятие на
проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и
короткая рокировки
Общие принципы игры в начале
шахматной партии
Техника матования одинокого короля
двумя ладьями
Техника матования одинокого короля
ферзѐм и ладьѐй
Техника матования одинокого короля
ферзѐм и королѐм
Определение материального
преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и
их последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во
время соревнований
Правила поведения шахматиста во
время партии
Участие в шахматном турнире
Беседа о важности соблюдения правил
техники безопасности на занятиях по
шахматам. Из истории шахмат:
знакомство с именами шахматистов –
чемпионов мира, ведущих
шахматистов
Повторение материала первого
полугодия
Повторение материала первого
полугодия

38 Мат. Пат. Мат одинокому
королю
королѐм и ладьѐй. Мат
в один ход (повторение)
39 Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения, уничтожение
атакующей фигуры,защита
фигуры

1

Повторение материала первого
полугодия

1

40 Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение
41 Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
42 Тактический приѐм
«двойной удар»

1

43 Тактический приѐм
«связка»

1

44 Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
45 Тактический приѐм
«ловля фигуры»

1

46 Тактический приѐм
«сквозной удар»

1

47 Мат на последней
горизонтали
48 Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
49 Тактический приѐм
«открытый шах»

1

50 Тактический приѐм
«двойной шах»

1

Знакомство с понятием «защита» в
шахматной партии и такими
действиями против угроз партнѐра,
как уход изпод нападения,
уничтожение атакующей фигуры,
защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами
защиты в шахматной партии –
перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических
приѐмов, пройденных на занятиях 39,
40
Знакомство с тактическим приѐмом
«двойной удар», способами нанесения
двойного удара различными фигурами
Знакомство с тактическим приѐмом
«связка», понятиями «полная» и
«неполная» связка, «давление» на
связку
Отработка на практике тактических
приѐмов, пройденных на занятиях42,
43
Знакомство с новым тактическим
приѐмом «ловля фигуры» и способами
его применения
Знакомство с новым тактическим
приѐмом «сквозной удар» и
способами его применения
Слабостьпоследней горизонтали,
«форточка»
Отработка на практике тактических
приѐмов, пройденных на занятиях45–
47
Знакомство с новым тактическим
приѐмом «открытый шах» и
способами его практического
применения
Знакомство с новым тактическим
приѐмом «двойной шах» и способами
его практического применения

1

1

1

1

1

51- Шахматный турнир
54
55 Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки

4

Игровая практика

1

Основы игры в дебюте:
атака на короля
Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества

2

Раскрытие основных принципов игры
в дебюте, знакомство с понятиями
«дебют», «детский мат», «мат Легаля»
Знакомство с таким методом игры в
дебюте, как атака на короля партнѐра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами
реализации преимущества, как игра на
мат, размен одноимѐнных фигур для
увеличения материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Отработка на практике материала
занятий 55-59

5657
5859

60- Основы анализа
62 шахматной партии
63 Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
64- Шахматный турнир
66
67 Шахматный праздник

2

3
1

4

Игровая практика

1

Решение заданий, игровая практика

Методические материалы:
1.
Шахматы в школе. 1 класс. Учебник / Э. Э. Уманская, Е. А. Прудникова,
Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2022. — 176 с.
2.
Шахматы в школе. 2 класс. Учебник / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. —
М. : Просвещение, 2023. — 160 с.
3.
Шахматы в школе. Первый год обучения. Рабочая тетрадь. / Э. Э. Уманская, Е. И.
Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2022.— 80 с.
4.
Шахматы в школе. Второй год обучения. Рабочая тетрадь. / Е. А. Прудникова,Е. И.
Волкова. — М. : Просвещение, 2021.— 80 с.
5.Абрамов С.
П.
Шахматы: первый
год
обучения.
Методика
проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
6.Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
7.Гончаров В.
И.
Некоторые актуальные вопросы
обучения
дошкольника шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
8. Гришин В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. – М.: Детская литература,
1980.
9. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М
Диченскова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

10. Зак В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. – Л.: Детская литература,
1985. Князева В. Уроки шахмат / В.
11. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
13. Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод. материал для
работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
14.Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет
/ И. Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994.
15. Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд. центр
Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 1992.
16. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.
17. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. – М.:
Поматур, 2000.
18. Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
19. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чѐрно-белые чудес и тайн полны:
учеб. для 1 класса четырѐхлетней и трѐхлетней начальной школы / И. Г.
20. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Г. Шахматы, первый год,
или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение,
1999
21. Шахматы в школе. 1 класс.Методические рекомендации / Е. А. Прудникова, Е.
И. Волкова. — М. :Просвещение, 2019. — 87 с.
22. Шахматы в школе. Второй год обучения.Методическое пособие / Е. А. Прудникова, Е.
И. Волкова. — М. :Просвещение, 2019. — 71 с.
23. Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ / Е. А.
Прудникова, Е. И. Волкова. — М. :Просвещение, 2019. — 64 с.
Электронная форма учебника (ЭФУ) «Шахматы в школе». Она представляет собой
электронное издание, которое по структуре и содержанию соответствует печатному
учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие
содержание учебника.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
1.
Спортивная федерация шахмат
Свердловской
области
2.
Федерация шахмат России [Электронный ресурс]. – М. : 2006- 2023 ФШР. – Режим
доступа: Федерация шахмат России (ruchess.ru)
Материально-техническое обеспечение:
доска шахматная демонстрационная с фигурами демонстрационными;
доска шахматная с фигурами шахматными;
интерактивный комплект (мультимедийный проектор, компьютер, экран,
специальное программное обеспечение для вида спорта шахматы);
секундомер;
часы шахматные.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».