МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
РАССМОТРЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Протокол №1 от «30»
августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор БМАОУ
СОШ №23
________________________
Н.А. Якорнова
Приказ №216
от «30»августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10-11 классов
п.Кедровка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для 10 классов
образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования
(далее – Программа) создана в соответствии c:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального
закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная
Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400.
4. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента
Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. № 809.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрировано в Минюсте России 07 июня 2012 г.,
регистрационный № 24480) (в редакции приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022
г. № 732).
6. Федеральная образовательная программа среднего общего образования,
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г.
№ 371 (зарегистрировано в Минюсте России 12 июля 2023 г., регистрационный № 74228).
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 4 от 22 марта 2021 г. № 115 (зарегистрировано в
Минюсте России 20 апреля 2021 г., регистрационный № 63180) (ред. от 29.09.2023 г.) и с
учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их
родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов.
Актуальность данной Программы обусловлена образовательной потребностью
решить ряд вопросов, связанных с требованием ФГОС СОО обязательного включения
индивидуального проекта как особой формы организации деятельности обучающихся
(учебное исследование или учебный проект) в учебный план образовательной организации
на уровне среднего общего образования, и выполнение всеми обучающимися
индивидуального(ых) проекта(ов) (далее - Проект). В Программе обосновываются основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Индивидуальный проект».
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена для
реализации в системе общего образования.
Программа учитывает, что в средней школе проектная и исследовательская
деятельность становится одной из ведущих в процессе организации жизнедеятельности
старшеклассников. Реализация Программы позволит учащимся детально изучить специфику
проектной деятельности, сценирование мыслительно-коммуникативных событий, перенести
теоретические представления о проекте в практическую работу – в реализацию
индивидуального проекта, предусмотренного требованиями ФГОС СОО.
Программа является, по сути, метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда
понятий, способов действия, стоящих над предметными способами работы ученика. К ним
относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование
знаков и символов, организация рефлексии, сценическое оформление мыслительнокоммуникативного события.
Содержание Программы позволяет обеспечить реальное включение в
образовательный
процесс
различных
структурных
компонентов
личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного и т. д.) в их
единстве, что создает условия для гармонизации развития учащихся.
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа проектной деятельности направлена не только на выработку
самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих
способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного
процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных
учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый
учащимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в рамках одного или
нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных
достижений
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для
формирования у обучающихся навыков разработки, реализации и общественной презентации
результатов индивидуального проекта (исследования), направленного на решение научной,
личностно и (или) социальнозначимой проблемы, в том числе с учетом межпредметной
направленности, а также развитие личной ответственности за решение социокультурных
проблем современности.
Задачами курса является:
•
ознакомление с теоретическими основами научно-исследовательской,
конструкторской, социальной деятельностью;
•
овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и
обработка, SWOT - анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование,
реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
•
обучение целеполаганию, планированию и контролю;
•
формирование целевой аудитории принимающие участие в проектной
деятельности;
•
формирование потребности к целенаправленному самообразованию;
•
углубление, расширение и систематизация знаний в выбранной области
научного знания или вида деятельности;
•
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;
•
формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
•
создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в
мире профессий.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение 10 класса в рамках
учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в
виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного,
творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного
типа.
Прохождение тем рабочей программы по предмету «Индивидуальный проект»
возможно с использованием информационных систем для организации образовательного
процесса с электронным обучением и применением дистанционных образовательных
технологий.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на изучение в 10 классе по предмету “Индивидуальный
проект” на 34 часа в год (1 час в неделю).
Основная форма обучения – самостоятельная работа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и техники;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического
творчества;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности
участия
в
общенациональных проблем
решении
личных,
общественных,
государственных,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения
поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, материальные и нематериальные ( в том числе время),
необходимые для достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Познавательные:
•
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные
и познавательные) задачи;
•
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
•
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
•
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
•
занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно).
Коммуникативные:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать
партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий; учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях ( генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
•
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метод проектов:
•
владеть понятиями «индивидуальный проект», проектная деятельность,
проектная
•
овладеть основами методологии инновационная деятельность культура;
•
владеть типологией проектов: исследовательский проект, информационный
проект, творческий проект, игровой или ролевой проект, практический проект, социальный
проект;
•
разбираться в характерных особенностях проектов различных типов;
•
работать с методами проектирования, структурировать исследовательскую и
проектную работы;
•
оформлять проектную работу; инициализировать и разрабатывать проект и
проводить исследования;
•
формулировать тему, обосновывать ее актуальность;
•
выделять объект и предмет проектной работы:
•
определять задачи и проблемы своего исследования;
•
выдвигать, развивать, проверять гипотезы;
•
составлять индивидуальный рабочий план;
•
проводить исследования, используя различные методы (анализ, обобщение,
наблюдение, опрос, анкетирование, описание и т.д.);
•
перерабатывать чужой текст (писать тезисы, рецензии, отзывы,
конспектировать, цитировать);
•
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками;
•
использовать в работе: энциклопедии, специализированные словари,
справочники, библиографические издания, научные документы, периодическую печать и др.;
•
работать в музеях, архивах; с различными источниками
•
управлять своей познавательной деятельностью;
•
вырабатывать собственную позицию по отношению к информации,
получаемой из разных источников;
•
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
•
применять информационные технологии в исследовании;
•
владеть умениями обрабатывать и объяснять полученные результаты,
определять их достоверность;
•
делать компьютерную обработку данных исследования;
•
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности
адекватные задачам исследования;
•
оформлять ссылки, список литературы, сноски;
•
работать с интернет-ресурсами;
•
работать с системой оценки проектов; проверки работы на программах
антиплагиат.
Представление результатов проекта: презентация и защита:
•
создавать мультимедийные презентации;
•
готовить и оформлять авторский доклад;
•
публично защищать результаты проекта;
•
использовать приемы удержания внимания аудитории;
•
демонстрировать приобретенные знания и умения;
•
использовать приемы вербального и невербального общения;
•
рефлексировать, анализировать достижения и недостатки своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Метод проектов
Понятие проектная деятельность. Из истории метода проекта. Итоговый
индивидуальный проект как одна из форм организации учебного процесса. Знакомство с
Положением об индивидуальном итоговом проекте. Типология проектов. Исследовательский
проект: структура, актуальность цели, социальная значимость. Типология проектов.
Информационный проект: сбор информации, ее анализ, обобщение, публичное
представление. Творческий проект: творческий продукт и его оформление в виде альманаха,
театрализации, видеофильма, газеты, праздника игры, экспедиции. Типология проектов.
Игровой или ролевой проект: открытая структура, "виртуальная" реальность, "игровая" роль,
специфика проектного продукта. Практический проект: структура, оформление результатов,
внедрение результатов проекта в практику. Социальный проект. Методы проектирования:
инверсия, "мозговая атака", «рыбья кость», метод "наводящих вопросов", метод "аналогии",
метод "ассоциации".
Раздел 2. Инициализация проекта
Структурные составляющие проекта и их основные характеристики: введение,
основная часть, заключение. Паспорт проекта. Проектный замысел. Определение темы
проекта. Основные критерии выбора темы. Практическое занятие. Защита темы
индивидуального проекта. Составление плана работы над проектом. Определение проблемы
и вытекающих из нее задач исследования. Актуальность исследования. Определение
объекта, предмета, цели исследования. Этапы разработки гипотезы: выдвижение, развитие,
проверка, подтверждение(опровержение) гипотезы. Методы исследования: синтез,
эксперимент, опрос, интервью анализ, дедукция, классификация, моделирование,
наблюдение, обобщение, описание, 20 часов
Защита темы индивидуального проекта. Составление плана работы над проектом.
Логика действий и последовательность шагов при планировании и осуществлении
индивидуального проекта. Работа с информацией и первоисточниками. Систематизация
собранного материала. прогнозирование. Анкетирование: виды анкетирования,
композиционное построение анкеты, типы анкет. Виды переработки чужого текста. Тезисы,
виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования.
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
Понятие компиляция. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских
прав. Правила оформления ссылок и списка литературы. Рецензия. Отзыв. Библиография и
аннотация. Виды аннотаций: общие, специализированные, аналитические. Применение
информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Поисковые
системы. Работа в сети Интернет. Работа с интернет-ресурсами. Оформление теоретической
части проекта. Оформление практической части проекта. Критерии оценивания.
Особенности оценки исследовательских проектов. система проверки работы на программах
антиплагиата.
Раздел 3. Представление результатов проекта: презентация и защита
Требования к презентации: композиционная, содержательная, информационная
стороны презентации. Создание мультимедийной презентации проекта: оформление (стиль,
фон, цвет, анимация); информация на слайдах (содержание и размещение информации на
слайдах). Публичное выступление. Коммуникативные барьеры. Отработка навыков
монологической речи как один из главных предпосылок успеха публичного выступления.
Основы ораторского искусства. Приемы удержания внимания аудитории. Приемы
невербального общения с аудиторией. Подготовка авторского доклада. Главные
предпосылки успеха публичного выступления. Формирование умения отвечать на вопросы в
ходе обсуждения проекта на защите. Предварительная защита итоговых индивидуальных
проектов. Защита итоговых индивидуальных проектов. Рефлексия. Обсуждение результатов,
работа в группах сотрудничества. Анализ достижений и недостатков. Дополнительные
возможности улучшения проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и тем
программы
Кол-во Контрольные
часов
работы
1
Метод проектов
6
2
Инициализация и разработка проекта
16
3
Реализация проекта и представление
результатов
12
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
34
0
0
Электронные
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/les
son/3281/start/
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/lesson_templates/2
640766?menuReferrer=catal
ogue%20
https://uchebnik.mos.ru/mate
rial_view/lesson_templates/2
640766?menuReferrer=catal
ogue%20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
1
2
3
4
5
Вводная консультация «Понятие проектной деятельности»
Знакомство в Положением об индивидуальном итоговом проекте»
Самостоятельная работа 2 «Как выбрать тему проекта»
Самостоятельная работа 3 «Типология проектов. Продукт проекта»
Самостоятельная работа 4 «Как поставить цель проекта и обосновать
актуальность»
Консультация «Особенности исследовательского проекта»
Консультация по проектному замыслу
Консультация по обоснованию актуальности проекта
Защита темы и цели проекта
Самостоятельная работа по составлению плана реализации проекта
Консультация «Структурирование информации, систематизация данных»
Самостоятельная работа по работе с теоретическими источниками к
проекту
Консультация «Критерии оценивания проекта»
Оформление теоретической части проекта
Самостоятельная работа над реализацией проекта
Самостоятельная работа над реализацией проекта
Самостоятельная работа над реализацией проекта
Самостоятельная работа над реализацией проекта
Консультация по проблемам реализации проекта.
Оформление практической части проекта
Подготовка продукта проекта
Рецензия. Отзыв
Самостоятельная работа 7 «Паспорт проекта»
Самостоятельная работа 8 «Подготовка к защите проекта».
Подготовка к защите.
Консультации по вопросам защиты проекта.
Предварительная защита проектов.
Доработка проектов с учетом замечаний
Защита индивидуального проекта
Защита индивидуального проекта
Обсуждение итогов работы
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Консультация о грантах и курсовых проектах
Дополнительные возможности улучшения проектов
Рефлексия
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Список литературы:
1.
Индивидуальный проект. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС Половкова
М.В., Носов А.В., Половкова Т.В., Майсак М.В., - Просвещение:, 2022, - 60 с.
2.
Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10–11 классы. Учебное пособие / Л.
Е. Спиридонова, Б. А. Комаров, О. В. Маркова, В. М. Стацунова. — СПб. : КАРО, 2019. —
104 с.
Интернет-ресурсы:
Лаборатория проектов https://media.prosv.ru/lsp/
О школьной проектной деятельности https://dzen.ru/a/Y0PrmG_E-S52wprk
В реализации программы могут быть использованы учебные лаборатории при
кабинетах образовательных учреждений, образовательных организаций – партнёров.
Для реализации программы необходимо мультимедийное оборудование кабинетов,
рабочие места для обучающихся.