Программа СОО (1)

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 23»
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования

СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
БМАОУ СОШ № 23
(протокол № 1 от 30.08.2023 г.)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
БМАОУ СОШ № 23
(протокол № 1 от 30.08.2023г.)

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом БМАОУ СОШ №23
№188 от 30.08.2023

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
среднего общего образования

Березовский, 2023 г.

1

2

26. Рабочая программа воспитания.
26.1. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.
Содержание воспитания обучающихся в БМАОУ СОШ № 23 (далее
– Школа) определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
26.1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся.
Цель воспитания:
Цель воспитания обучающихся на уровне СОО: развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации на основе
традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод
человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и
ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой
семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным,
гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и
взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений,
единства народов России), а также принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи воспитания:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
3

отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС СОО.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности,
инклюзивности,
возрастосообразности.
26.1.2. Направления воспитания.
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности Школы по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе,
в том числе в части:
гражданского воспитания, способствующего формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
4

честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
эстетического воспитания, способствующего формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование
культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
экологического воспитания, способствующего формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
ценности научного познания, ориентированного на воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.
26.1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП
СОО установлены ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего
общего образования.
Гражданское воспитание:
осознанно
выражающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
сознающий свое единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
5

государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания;
проявляющий
готовность
к
защите
Родины,
способный
аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и
Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;
ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан;
осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации
по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам,
проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной
деятельности;
обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтерском движении, экологических,
военно-патриотических и другие объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание:
выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу;
сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране - России;
проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание:
проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;
действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям;
проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека,
свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
6

достоинству и религиозным чувствам с учетом соблюдения конституционных
прав и свобод всех граждан;
понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог
с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной
принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей,
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
обладающий сформированными представлениями о ценности и
значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов
России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству
познания отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, российского и мирового художественного наследия;
проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние;
проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на осознанное творческое самовыражение,
реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учетом
российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на
эстетическое обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей;
соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде;
выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;
7

проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья;
демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в
общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным,
информационным, природным).
Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа;
проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наемного труда;
участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного
вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения
законодательства Российской Федерации;
выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе;
ориентированный
на
осознанный
выбор
сферы
трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание:
демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов
на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в
природной среде;
выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред
природе;
8

применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
имеющий
и
развивающий
опыт
экологически
направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания:
деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учетом своих интересов, способностей, достижений;
обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России;
демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений;
развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
26.2. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.
26.2.1. Уклад Школы.
БМАОУ СОШ № 23 носит имя Героя России Виктора Степановича
Чечвия, расположена рядом с воинской частью, что и обуславливает особенности её развития.
В школе обучаются дети из п. Кедровка, п. Октябрьский, дети из семей
военнослужащих, дети, чьи родители закончили школу здесь и хорошо знают традиции, историю и специфику воспитательного процесса учреждения.
Всё это придаёт школе некую семейственность, где деятельность всех
участников воспитательного процесса направлена на воспитание гражданинапатриота, привитие основных нравственных устоев.
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является ведущим в БМАОУ СОШ № 23. В 2019 году исполнилось 20 лет со дня трагических событий в Старопромысловском районе Грозного Чеченской республики, где 27 декабря 1999 при выполнении боевого задания погиб Виктор Степанович Чечвий. 26 апреля 2000 года ему присвоено звание Героя России.
Виктор Степанович Чечвий учился в школе № 23 поселка Кедровка, ежегодно
здесь проходит муниципальное мероприятие «Вахта Памяти им. Героя России В.С. Чечвия». Дети из школ Березовского городского округа участвуют в
спортивно-военизированной эстафете, творческом и интеллектуальном турнирах.
9

На территории школы находится Исторический музей, получивший в
2000 году свидетельство о присвоении звания «Школьный музей», а в 2022
музей зарегистрирован на Портале школьных музеев. Многие его экспозиции
носят гражданско-патриотическую тематику: «Односельчане в годы Великой
Отечественной войны», «Выпускники школ – участники локальных войн»,
«История школы», «История посёлка»
Музей сегодня является социокультурным центром развития и воспитания школьников.
Взаимосвязь и сотрудничество с войсковой частью послужили основой
для развития юнармейского движения в школе.
Школа имеет флаг и эмблему.
Флаг Образовательной организации представляет собой прямоугольное
полотнище с разноцветной основой, в левом верхнем углу которого
расположена эмблема Образовательной организации и в центре полное
название Образовательной организации.
Отношение ширины флага к его длине - два к трем.
Эмблема Образовательной организации представляет собой изображение
ученой совы коричневого оперения, которая сидит на ветке Дерева знаний,
рядом с совой изображен ноутбук и книги – символы источника получения
знаний. Сверху на эмблеме располагается полное название Образовательной
организации, снизу – сокращенное.
Социальными партнерами школы в решении задач воспитания являются :
Войсковая часть п. Кедровка;
БМБУК «Радуга-Центр» клуб «Черника»;
Библиотека п. Кедровка;
Администрация п. Кедровка
Храм Св. Георгия п. Кедровка
Совет ветеранов п. Кедровка
Благотворительный фонд «Подари свою доброту»
Основной контингент учащихся – дети из благополучных семей,
нацеленные на получение качественного общего образования. Высокая
социальная активность учащихся способствует развитию ученического
самоуправления, позволяет привлекать учащихся к организации и проведению
различных мероприятий, что повышает качество и уровень их проведения.
Показателем высокой социальной активности учащихся является
деятельность Совета обучающихся. Также в Школе обучаются дети с особыми
образовательными потребностями, обучающиеся с ОВЗ и находящиеся в
10

трудной жизненной ситуации. Состав ученического коллектива стабильный.
Цель Школы: создание необходимых условий для получения каждым
обучающимся высокого качества конкурентоспособного образования,
обеспечивающего его профессиональный и социальный успех в современном
мире.
Основными традициями воспитания в Школе являются:
– выстраивание системы воспитательных мероприятий на основе
общешкольных дел, равноправными участниками которых на всех этапах
реализации являются сами обучающиеся;
– создание ситуаций для проявления активной гражданской позиции
обучающихся через развитие ученического самоуправления, волонтерского
движения, включение в деятельность РДДМ «Движение первых»;
– реализация процессов воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия,
составляющие основу воспитательной системы Школы:
− акции, посвящённые значимым датам страны;
− ритуалы
посвящения
в
первоклассники,
пятиклассники,
старшеклассники;
− мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических
активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации»,
«Неделя позитива», «Неделя российской науки», «Декада «Мы – за
ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел»;
− КТД «Новогодний переполох»;
− день школьного самоуправления (профессиональные пробы);
− деловая игра «Выборы Президента школы» (5-11 кл.);
− интерактивная игра «Космический бум»;
− смотр строя и песни;
− дни «школьного непослушания»;
− церемония награждения обучающихся, добившихся значительных
успехов в различных видах деятельности «Школа зажигает звёзды»;
− праздник «Прощание с начальной школой»;
− праздники Последнего звонка;
− фестиваль Планета детства
− торжественная церемония вручения аттестатов;
− спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного
спортивного клуба.
11

Школа участвует в следующих значимых проектах и программах,
включённых в систему воспитательной деятельности:
− федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»;
− федеральная программа «Орлята России»;
− муниципальный проект «Вахта памяти имени Героя России В.С. Чечвия
В школе реализуются следующие инновационные воспитательные
практики:
− проведение общешкольных мероприятий в формате интерактивных
локаций, когда учащиеся в свободном режиме самостоятельно либо с
помощью педагога (1-4 классы), выполняют содержательные игровые задания,
предполагающие актуализацию имеющегося социально-значимого опыта
либо знакомство с имеющейся здесь же стендовой информацией. Прекрасно
дополняют данный формат различные тематические активности;
− программа
обучения
классных руководителей эффективным
технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися, родителями
(законными представителями).
Социальными партнерами школы в решении задач воспитания
являются:
− Совет ветеранов п. Кедровка - участие в мероприятиях школьного музея,
общешкольных мероприятиях патриотической направленности;
− Досуговый центр «Черника» - участие в мероприятиях пришкольного
лагеря;
− Библиотека п. Кедровка – проведение тематических мероприятий на
базе библиотеки, организация и проведение интеллектуальных игр;
− ГИБДД МВД России по г. Березовскому – участие в акциях,
проводимых ЮИД, занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, тематические сообщения на классных и
общешкольных родительских собраниях;
− МО МВД России по г. Березовскому - занятия по профилактике детского
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
− ЦДТ - организация проведения на базе Школы занятий объединений
дополнительного образования
Проблемные зоны, дефициты по достижению эффективных результатов
в воспитательной деятельности:
− несогласованность действий различных субъектов образовательного
процесса при осуществлении работы с неуспевающими обучающимися и как
следствие – работа в режиме «скорой помощи», невозможность планирования
12

качественной профилактической и коррекционной работы;
− проблемы применения современных методик и технологий воспитания
в деятельности классных руководителей, преобладание мероприятийного, а не
деятельностного подхода;
− недостаточное использование воспитательного потенциала школьных
уроков.
Для решения обозначенных проблем реализованы следующие
мероприятия:
− разработана
программа
обучения
классных
руководителей
эффективным технологиям, методам и приёмам работы с обучающимися,
родителями (законными представителями);
− разработан
алгоритм
действий
администрации,
педагоговпредметников, классных руководителей, специалистов СПС по профилактике
неуспеваемости обучающихся, работе с неуспевающими учащимися;
− разработана программа семинаров-практикумов для учителейпредметников по повышению эффективности реализации воспитательного
потенциала школьных уроков.
26.2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
26.2.2.1.
Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
− максимальное использование воспитательных возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
− включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
− включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
− выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
13

реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
− привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
− применение
интерактивных
форм
учебной
работы
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения
и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
− побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
− организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
− инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
26.2.2.2. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов внеурочной деятельности
(далее – курс ВД)
занятия
патриотической,
гражданско-патриотической,
военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: курс
ВД «Разговоры о важном», ВД «Юные музееведы», ВД «ЮИД»
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности: курс ВД «Юный исследователь»
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: курс
ВД «Зеленая планета»
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: ВД
«Шахматы»
26.2.2.3. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
14

деятельности педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в качестве особого вида педагогической деятельности,
направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, предусматривает:
− планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой
воспитательной, тематической направленности (не реже 1 раза в неделю);
− еженедельное проведение информационно-просветительских занятий
«Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
− инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
− организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
− сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
− выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
− изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также
(при необходимости) с педагогом-психологом;
− доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями, с другими обучающимися класса;
− индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
− регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
15

− проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
− организацию и проведение регулярных родительских собраний (не реже
1 раза в четверть), информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь
родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
− создание и организацию работы родительского комитета (актива)
класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
− привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
− проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
26.2.2.4. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
− общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и другие) мероприятия, связанные с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы – акции «Мы помним!», «Когда мы едины – мы
непобедимы» и др.
− участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире - проект «Огневые рубежи», акции «Блокадный хлеб», «Диктант
Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.;
− торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе – «Я – старшеклассник», торжествованная церемония вручения
аттестатов, праздник последнего звонка;
− церемония награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
Школы, города, области – «Планета Детства»;
− проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей поселка ;
16

− разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной и другой направленности – Фестиваль РДДМ
− вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
− наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и
другими взрослыми.
26.2.2.5. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
− общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнерами Школы;
− внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным
предметам, курсам, модулям;
− экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и другое), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими
работниками, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и другого;
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
26.2.2.6. Модуль «Организация предметно-пространственной
среды».
17

Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
− оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в Школу
государственной символикой Российской Федерации, Свердловской области,
г. Березовского, изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
− организацию
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
государственного флага Российской Федерации;
− размещение карт России, Свердловской области, г. Березовского,
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, Свердловской области, России, памятных
исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей
культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
− изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
− организацию и поддержание в Школе звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
− разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе "мест гражданского почитания" в помещениях
Школы или на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
− оформление и обновление "мест новостей", стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и другое;
− разработку и популяризацию символики образовательной организации
18

(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
− подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
− поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
Школе, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
пришкольной территории;
− разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
− создание и поддержание в фойе 1 этажа или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
− деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
− разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
− разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе Школы, актуальных вопросах
профилактики и безопасности;
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная
для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
26.2.2.7. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
− создание и деятельность в Школе и классах представительных органов
родительского сообщества (Совет родителей, родительские активы классных
коллективов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и
обучения;
− деятельность
представителей
родительского
сообщества
в
Наблюдательном совете Школы, комиссии по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
− тематические родительские собрания в классах, общешкольные
19

родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
− родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
− работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
− родительские форумы на официальном сайте образовательной
организации в информационно-коммуникационной сети "Интернет",
сообществе Школа в социальной сети «Вконтакте», группы с участием
педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы,
согласуется совместная деятельность;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в коле в соответствии с порядком привлечения родителей
(законных представителей);
− привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
− при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
− организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских
родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
− общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги
работы Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения;
презентационные площадки, где представляются различные направления
работы Школы, в том числе дополнительное образование;
− участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) –
в течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля
организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
− участие в проведении занятий курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
26.2.2.8. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
20

в Школе предусматривает:
− организацию и деятельность органов ученического самоуправления:
классных активов, избранных обучающимися в процессе классных деловых
игр и Совета обучающихся, избранных учащимися в процессе деловых игр
«Выборы активистов Совета обучающихся», «Выборы председателя Совета
обучающихся»;
− представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления Школой;
− защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
− участие органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
Школе;
− организация и проведение социальных акций, направленных на
формирование социальной активности обучающихся: деловая игра «Выборы
председателя Совета обучающихся», «День дублера» и др.
− осуществление органами ученического самоуправления деятельности
по соблюдению обучающимися Правил внутреннего распорядка
обучающихся Школы.
26.2.2.9. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и
комфортной среды в Школе предусматривает:
− организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
Школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и другое);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
других);
− разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
21

организацию межведомственного взаимодействия;
− вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в Школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения,
культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в
цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и другие);
− организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
− профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, - познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с
агрессивным поведением и других);
− профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
26.2.2.10. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
− участие представителей организаций-партнёров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
22

− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− проведение
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни Школы, поселка
Кедровка, города Березовского, Свердловской области, страны;
− реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Социальными партнерами БМАОУ СОШ №23 являются:
Соц. партнер
− Совет ветеранов п. Кедровка

− Досуговый центр «Черника»

Содержание совместной деятельности
- участие в мероприятиях школьного музея,
общешкольных мероприятиях патриотической
направленности;
участие в мероприятиях пришкольного лагеря;

− Библиотека п. Кедровка –

проведение тематических мероприятий на базе
библиотеки, организация и проведение
интеллектуальных игр;

− ГИБДД МВД России по г.
Березовскому –

участие в акциях, проводимых ЮИД, занятия по
профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма, тематические сообщения на классных
и общешкольных родительских собраниях;
занятия по профилактике детского безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.

− МО МВД России по г.
Березовскому − ЦДТ -

организация проведения на базе Школы занятий
объединений дополнительного образования.
Организация муниципальных конкурсов,
фестивалей.

26.2.2.11. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
Школы предусматривает:
− проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
− профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
23

кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
− экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
− посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
− организацию
на
базе
летнего
пришкольного
лагеря
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
− совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное
консультирование
педагогом-психологом
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
склонностей,
способностей,
иных
индивидуальных
особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей
профессии;
− освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
26.3. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
26.3.2. Кадровое обеспечение.
Реализацию рабочей программы воспитания
следующие педагогические работники Школы:
Должность
Директор
Заместитель
директора по
УВР

Кол-во
1
1

обеспечивают

Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации
воспитания обучающихся.
Осуществляет контроль реализации воспитательного
потенциала урочной и внеурочной деятельности,
организует
работу
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными
представителями),
учителями24

предметниками.
Организует
методическое
сопровождение и контроль учителей-предметников по
организации индивидуальной работы с неуспевающими
и слабоуспевающими обучающимися, одаренными
учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Курирует
работу
с
платформой
«Навигатор
дополнительного образования» в части школьных
программ. Организует обучение педагогов на курсах
повышения квалификации по вопросам воспитания и
социализации.
Организует воспитательную работу в Школе: анализ,
принятие управленческих решений по результатам
анализа, планирование, реализация плана, контроль
реализации плана.
Руководит
социально-психологической
службой,
является куратором Школьной службой медиации.
Контролирует организацию питания в Школе.
Курирует
деятельность
Совета
обучающихся,
волонтёрского объединения, Совета родителей
Курирует деятельность объединений дополнительного
образования, Школьного спортивного клуба.
Курирует
деятельность
педагогов-организаторов,
социальных педагогов, педагогов дополнительного
образования, классных руководителей.

Заместитель
директора по ВР

1

Социальный
педагог

1

Организует работу с обучающимися, родителями
(законными
представителями),
классными
руководителями,
учителями-предметниками
по
профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках
межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках
своей компетентности коррекционно-развивающую
работу с учащимися «группы риска» и их родителями
(законными представителями).

Педагогпсихолог

1

Организует
психологическое
сопровождение
воспитательного процесса: проводит коррекционные
занятия с учащимися, состоящими на различных видах
учёта;
консультации
родителей
(законных
представителей) по корректировке детско-родительских
отношений, обучающихся по вопросам личностного
развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на
профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию
др. Сопровождение учащихся с ОВЗ.
25

Педагогдополнительного
образования

4

Классный
руководитель
Учительпредметник
Советник по
воспитанию

20

Учитель-логопед

1

25
1

Разрабатывает
и
обеспечивает
реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Вовлекает обучающихся, состоящих на различных видах
учета в программы дополнительного образования.
Организует воспитательную работу с обучающимися и
родителями на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
Осуществляет анализ и организует участие в
планировании
деятельности
различных
детских
общественных объединений и НКО, деятельность которых
направлена на укрепление гражданской идентичности,
профилактику
правонарушений
среди
несовершеннолетних, вовлечение детей и молодежи в
общественно полезную деятельность;
организует деятельность по созданию социальных
инициатив учащихся ОО, осуществляет сопровождения
детских социальных проектов. Организует взаимодействие
с заинтересованными общественными организациями по
предупреждению
негативного
и
противоправного
поведения обучающихся.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и
организацию участия в мероприятиях внешкольного
уровня по линии РДДМ. Вовлекает обучающихся,
состоящих на различных видах учета в программы
различные мероприятия.
Проводит индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, консультации
родителей (законных представителей) в рамках своей
компетентности.

26.3.3. Нормативно-методическое обеспечение.
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими
локальными актами:
Документ
Положение о классном руководстве
Положение о социальнопсихологической службе
Положение о совете профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Положение о Совете родителей
Положение о Наблюдательном
совете

Ссылка на документ
https://23ber.uralschool.ru/upload/sc23ber_new/files/
51/5b/515b0665a0a33224c62bde4705c890e1.pdf

https://23ber.uralschool.ru/sveden/struct
https://23ber.uralschool.ru/sveden/struct

26

Положение о Совете обучающихся
Положение об использовании
государственных символов
Положение о ВСОКО
Положение о мерах социальной
поддержки обучающихся
Положение о поощрениях и
взысканиях
Положение о комиссии по
урегулированию споров
Положение о физкультурноспортивном клубе
Положение о внешнем виде
учащихся
Положение о внутришкольном
учёте отдельных категорий
обучающихся
Положение о Школьной службе
медиации
Образовательная программа
дополнительного образования
Календарные планы
воспитательной работы по уровням
образования
Планы воспитательной работы
классных руководителей
План работы социальнопсихологической службы
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы
Положение о методическом
объединении классных
руководителей
Положение о дежурстве
Положение о классном уголке
Порядок мониторинга социальных
сетей обучающихся
Положение об организации питания
обучающихся
Положение о родительском
контроле организации качества
питания обучающихся
Положение о церемонии поднятия

https://23ber.uralschool.ru/sveden/struct
https://23ber.uralschool.ru/upload/sc23ber_new/files/
d1/c9/d1c9c34c3c00e41d49c9bcfd62906ddb.pdf
https://23ber.uralschool.ru/sveden/document

https://23ber.uralschool.ru/upload/sc23ber_new/files/
55/98/5598c10b1d1a30cdc5fda158ea6a8d3a.pdf
https://23ber.uralschool.ru/upload/sc23ber_new/files/
56/8c/568c148e28be6484ce6780a8d44f7cd0.pdf

27

(выноса) флага
Порядок посещения мероприятий,
не предусмотренных учебным
планом
Порядок учета мнения советов
обучающихся, родителей (законных
представителей) обучающихся
Положение о средствах мобильной
связи
Положение о Центре детских
инициатив
Положение о Штабе
воспитательной работы

26.3.4. Требования к условиям работы с обучающимися с
особыми образовательными потребностями.
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих
особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с
ОВЗ, одарённых, с отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Обучающиеся с
инвалидностью,
ОВЗ

Обучающиеся с
отклоняющимся
поведением

Одаренные дети

Условия
Разработаны адаптированные основные общеобразовательные
программы для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом,
учителем-логопедом,
учителемдефектологом проводятся регулярные индивидуальные и
групповые коррекционно-развивающие занятия.
При необходимости, обучение осуществляется индивидуально на
дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ
для образовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы).
Организовано бесплатное двухразового питания (ОВЗ).
Обеспечено социально-психологическое сопровождение.
Организована педагогическая поддержка.
Проводятся
консультации
родителей
(законных
представителей) педагога-психолога, социального педагога.
Проводятся
коррекционно-развивающие
групповые
и
индивидуальные занятия.
Оказывается помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Проводятся консультации педагога-психолога.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение.

Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
образовательными потребностями являются:
28

с

особыми

− налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При
организации
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями педагогический коллектив ориентируется
на:
− формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
−
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей,
педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, учителейдефектологов, педагогов дополнительного образования;
− личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
26.3.5. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности обучающихся строится на принципах:
− публичности, открытости поощрений - информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся;
− соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы,
качеству воспитывающей среды, символике Школы;
29

− прозрачности правил поощрения - наличие положения о
награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в
этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
− регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.;
− сочетания индивидуального и коллективного поощрения использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды;
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при её
организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения
обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов) может заключаться в материальной поддержке проведения в Школе
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий,
различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в
индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей,
30

педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию
благотворителей и их деятельности.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение
благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции,
деятельность организуются в соответствии с укладом Школы, целью,
задачами, традициями воспитания, согласовываются с представителями
родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на
взаимоотношения в Школе.
26.3.6. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровне среднего общего образования, установленными
ФГОС СОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в Школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие
деятельности,
стиль
общения,
отношений
между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
− распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
31

институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе, советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом с последующим обсуждением
результатов на заседании Штаба воспитательной работы, методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение, анкетирование
которое осуществляется в течение всего учебного года как в режиме
обычной жизнедеятельности классного коллектива, так и в специально
создаваемых педагогом ситуаций ценностного и нравственного выбора. По
результатам педагогического наблюдения в конце учебного года проводится
мониторинг уровня сформированности личностных результатов обучающихся
по направлениям воспитательной деятельности и личностным результатам,
заданным ФГОС СОО. Результаты педагогического наблюдения заносятся в
автоматизированные карты учащихся, а затем – в автоматизированные
таблицы по Школе, что значительно облегчает процесс обработки данных и
получения информации о «западающих» направлениях воспитательной
работы в классе, параллелях, уровнях образования, Школе. Полученные
результаты анализируются в сравнении с результатами предыдущего учебного
года, по наиболее проблемным направлениям воспитания планируется работа,
направленная на повышение эффективности воспитательных воздействий.
Кроме этого, в течение учебного года педагогами-психологами
проводится ряд психологических исследований личностных результатов
обучающихся, рекомендованных институтом повышения квалификации,
результаты которых также учитываются при анализе воспитательного
процесса:
Процедура
Оценка
мотивации
обучения

Диагностический
инструментарий
Методика изучения
мотивации обучения
школьников Н.В.
32

Класс

Сроки проведения

11 класс

Сентябрь-октябрь

школьников

Калининой, М.И.
Лукьяновой
Оценка
Методика исследования
ценностных
ценностных ориентаций П.
ориентаций
В. Степанова, Д. В.
Григорьева, И. В.
Кулешовой
Оценка
Методика изучения
профессиональ статусов профессиональной
ной
идентичности А. А. Азбель,
идентичности
при участии А.Г. Грецова

10 класс

Ноябрь-декабрь

10 класс

Апрель-май

При проведении анализа воспитательной работы за учебный год
внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: насколько сформированы
те или иные личностные результаты и ценностные ориентации у обучающихся
и класса в целом, какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы,
затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности
появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых в соответствии с
модулями данной программы.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
при помощи советника директора по воспитанию и взаимодействию с
детскими общественными объединениями, классными руководителями с
привлечением родительских активов класса, Родительского совета школы,
Школьного парламента.
Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников
является анкетирование обучающихся, родителей и педагогов с
использованием онлайн-сервисов (приложение 2). Результаты обсуждаются на
заседании методических объединений классных руководителей или
педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
− реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
− организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
33

деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнерства;
деятельности по профориентации обучающихся.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу в течение
следующего учебного года.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе совместно с советником
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом.
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Приложение 1
Карта педагогического наблюдения в рамках
мониторинга личностных результатов обучающихся (CОО)
(автоматизированная форма)
0
Дата заполнения

Направление
воспитательной
деятельности
Гражданское
воспитание

Класс

Показатели/качества
Осознанно выражает свою российскую гражданскую идентичность в
поликультурном и многоконфессиональном российском обществе,
современном мировом сообществе.
Сознаёт свое единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за развитие страны, российской государственности в
настоящем и будущем.

34

Балл

Проявляет готовность к защите Родины, способен аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду о Российском
государстве в прошлом и в современности.
Ориентирован на активное гражданское участие на основе уважения закона и
правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и
культурному наследию России.
Осознанно и деятельно выражает неприятие любой дискриминации в обществе
по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладает опытом гражданской социально значимой деятельности (школьном
самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Средний балл по направлению "Гражданское воспитание"
Патриотическое
воспитание

Выражает свою этнокультурную идентичность, демонстрирует
приверженность к родной культуре на основе любви к своему народу, знания
его истории и культуры.
Сознаёт себя патриотом своего народа и народа России в целом, деятельно
выражает чувство причастности к многонациональному народу России, к
Российскому Отечеству, свою общероссийскую культурную идентичность.
Проявляет деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, к национальным символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране –
России.
Проявляет уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.
Средний балл по направлению "Патриотическое воспитание"

Духовнонравственное
воспитание

Проявляет приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
религиозного самоопределения.
Действует и оценивает свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных,
социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий
поступков, деятельно выражает неприятие антигуманных и асоциальных
поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляет уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных
этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и
религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод
всех граждан.
Понимает и деятельно выражает ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, народов в России, способен вести диалог с
людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентирован на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладает сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирует устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Средний балл по направлению "Духовно-нравственное воспитание"

Эстетическое
воспитание

Выражает понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляет восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеет критически оценивать это влияние.

35

Проявляет понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентирован на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Средний балл по направлению "Эстетическое воспитание"
Физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального
благополучия
(далее Физическое
воспитание)

Трудовое
воспитание

Понимает и выражает в практической деятельности ценность жизни, здоровья
и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего
здоровья, здоровья других людей.
Выражает на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдает и пропагандирует
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляет сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья.
Соблюдает правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Развивает способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в
разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным,
природным).
Уважает труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Средний балл по направлению "Физическое воспитание"
Уважает труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения
своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые
достижения российского народа.
Проявляет способность к творческому созидательному социально значимому
труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе
предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного
труда.
Участвует в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
Выражает осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимает специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готов учиться и
трудиться в современном обществе.
Ориентирован на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, общества.
Средний балл по направлению "Трудовое воспитание"

Экологическое
воспитание

Демонстрирует в поведении сформированность экологической культуры на
основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в
том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной
среде.
Выражает деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.

36

Применяет знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеет и развивает опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвует в его приобретении другими
людьми.
Средний балл по направлению "Экологическое воспитание"
Ценности
научного
познания

Деятельно выражает познавательные интересы в разных предметных областях
с учетом своих способностей, достижений.
Обладает представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражает понимание значения науки в
жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном,
социально- экономическом развитии России.
Демонстрирует навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивает и применяет навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях
познания, исследовательской деятельности.
Средний балл по направлению "Ценности научного познания"

Приложение 2
Анализ видов совместной деятельности
Анкета для учащихся
1. Мне нравится учиться в моём классе/моей школе.
да
нет
не всегда
Если нет или не всегда, напиши, что именно тебе не нравится: (развернутый ответ)
2. У меня есть возможность принимать участие в планировании, разработке и
проведении школьных или классных дел, мероприятий.
да
нет
3. Большинство мероприятий, которые проводятся в школе или классе, мне интересны,
и я с удовольствием принимаю в них участие.
да
нет
37

затрудняюсь ответить
4. Я с уважением отношусь к своему классному руководителю, доверяю ему.
да
нет
затрудняюсь ответить
5. В школе (классе) я чувствую себя в безопасности, комфортно, защищенно.
да
нет
не всегда
6. В моём классе (школе) есть ребята, которых постоянно обижают, задирают (травят).
да
нет
затрудняюсь ответить
7. Занятия курсов внеурочной деятельности, которые я посещаю, обычно не похожи на
урок, интересны и увлекательны.
да
нет
я не посещаю занятия курсов внеурочной деятельности
8. На уроках мне обычно интересно, и я с удовольствием участвую в организуемой
учителями деятельности.
да
нет
только на некоторых
9. Я чувствую ответственность за происходящее в школе, понимаю, на что могу
повлиять, знаю, как это можно сделать и по возможности делаю.
да
нет
затрудняюсь ответить
10. Я знаю, что в школе есть орган ученического самоуправления
да
нет
11. В моем классе проводятся мероприятия вне школы: поездки, походы, экскурсии,
посещение театра, музея, кинопарка и т.д.
да
нет
12. В классе (школе) регулярно проводятся мероприятия, беседы, направленные на
формирование навыков социально-одобряемого поведения, развитие навыков
саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям.
да
нет
13. В классе (школе) проводится работа с нарушителями правил поведения.
да
нет
затрудняюсь ответить
14. В классе (школе) проводится работа, направленная на выбор профессии учениками:
знакомство с профессиями, посещение предприятий и средне-специальных учебных
заведений (техникум, колледжи), организуются проф. пробы.
да
нет
затрудняюсь ответить

38

15. В школе есть педагог или педагоги (классный руководитель, педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-предметник, заместитель директора), к которым я
могу обратиться в трудной ситуации за советом, помощью.
да
нет
16. Педагоги школы всегда корректны со мной, не допускают унижение или
оскорбление.
большинство да
большинство нет
17. Если я что-то сделал не так, педагоги спокойно объясняют, в чем я был не прав, не
кричат и не повышают голос.
большинство да
большинство нет
18. Мне нравится, как оформлены коридоры, фойе, кабинеты нашей школы.
бо́льшая часть - да
бо́льшая часть - нет
19. Информация, размещенная на стендах школы, интересна и познавательна.
да
нет
затрудняюсь ответить
20. В школе созданы комфортные условия для свободного времяпрепровождения
учащихся: есть места для спокойного и активного отдыха, места, где можно
выполнять задания по учебным предметам.
да
нет
затрудняюсь ответить
21. В школе есть детские объединения (РДММ, волонтерский отряд, ЮИД и др.)
да
нет
затрудняюсь ответить
22. В школе есть школьные медиа, например, школьная газета, сообщество/группа в ВК,
и др.).
да
нет
затрудняюсь ответить
23. Я подписан(а) на сообщество/группу школы в социальных сетях.
да
нет
24. Когда я думаю о школе, то обычно испытываю позитивные эмоции: радость,
благодарность и т.д.
да
нет
25. Проблемы, которые, на мой взгляд, требуют внимания педагогического коллектива
для повышения качества образования, создания комфортных условий пребывания в
школе: (развернутый ответ)

Анкета для родителей

Уважаемые родители, для повышения качества образования в школе просим Вас
оценить утверждения, выбрав один из вариантов ответа.
Выберите класс, в котором обучается Ваш ребенок:
39

1. В школе уделяется достаточно внимания интеллектуальному развитию детей.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2. В школе уделяется достаточно внимания духовно-нравственному развитию детей.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3. В школе уделяется достаточно внимания социальному развитию детей.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Я регулярно получаю информацию об успехах, неудачах своего ребенка в школе.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
5. Мой ребенок в школе всегда находится в безопасности (всегда защищен).
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
6. Педагоги школы всегда корректны, доброжелательны и конструктивны в общении
с моим ребенком.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
7. Педагоги школы всегда корректны, доброжелательны и конструктивны в общении
с родителями.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
8. Педагоги школы заинтересованы в успехах моего ребенка.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
9. В классе/школе проводятся мероприятия, в которых при желании могут принять
участие родители.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
10. В школе есть педагоги (в т. ч. педагоги-психологи, соц. педагоги, администрация),
к которым я могу обратиться в трудной ситуации за советом, помощью.
Да
40

Нет
Затрудняюсь ответить
11. Находясь в школе, я чувствую себя комфортно.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
12. Мне понятны система управления школой, схема распределения функций и
ответственности в школе. Я знаю к кому нужно обращаться по различным
вопросам.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
13. Меня устраивает качество проведения уроков
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
14. Меня устраивает качество организации внеурочной жизни класса.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
15. Меня устраивает качество проведения профориентационной работы в школе.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
16. Меня устраивает качество взаимодействия с классным руководителем.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
17. Я чувствую себя равноправным участником образовательного процесса.
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
18. Проблемы, которые, на мой взгляд, требуют внимания педагогического коллектива
для повышения качества образования детей, создания комфортных условий
пребывания в школе.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».