Пояснительная записка: Направленность программы «Занимательная зоология» – естественнонаучная. Уровень программы: ознакомительный. Актуальность образовательной программы Данная программа дополнительного образования детей (далее Программа) призвана привлечь обучающихся к бережному отношению к объектам живой природы. Данная Программа позволяет расширить методы изучения объектов живой природы. Значительное внимание в процессе изучения курса уделяется формированию таких общеучебных умений, как умение грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, выдвигать предположения, делать обобщения, уметь принимать решения в ситуациях выбора); быть коммуникабельным, контактным, уметь работать сообща, уметь подчинять личные интересы интересам группы; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, воли, общего культурного уровня. Цель Программы: формирование и развитие сознательно-научного, нравственно-этического отношения обучающихся к живым организмам на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Задачи Программы 1. Способствовать становлению у подростков системы экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.). 2. Формировать у обучающихся знания о видах и формах взаимоотношений в природе. 3. Развивать гуманное отношение к животным. 4. Применять полученные знания на практике 5. Вовлекать обучающихся в реальную педагогически организованную практическую деятельность в области зоолопсихологии, развивать необходимые для этого умения и навыки. Программа «Зоология» актуальна для обучающихся 12-14 лет, проявляющих интерес к изучению биологии. Срок реализации программы: 1 учебный год, всего 34 часа. 1 Продолжительность занятий Групповые теоретические и практические занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность – 40 минут. Планируемые результаты обучения по программе и их виды По окончании обучения обучающиеся будут знать: - об основных этапах одомашнивания животных; - о методах изучения поведения животных; - методы регистрации данных и оформления учебных исследовательских и реферативных работ; будут уметь: - анализировать данные, полученные при наблюдении за животными; - использовать метод наблюдения для получения научных данных; - применять основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования; В ходе реализации программы предполагается развитие у обучающихся следующих личностных качеств: - коммуникабельность; - творческий подход к решению поставленной задачи; - познавательный интерес; - самостоятельность при проведении работы; - бережное отношение к природе. Учебный (тематический) план 2 Номер п/п 1 2 3 4 5 Тема занятия Форма занятия Беседа Лекция Лекция Лекция Лекция 14. 15. 16. Домашние животные – польза для человека История одомашнивания животных История одомашнивания животных Этология – наука, изучающая поведение животных Методы исследования поведения животных: наблюдение. Методы исследования поведения животных: эксперимент Основные формы поведения животных: поведение игровое. Основные формы поведения животных: инстинктивное поведение. Основные формы поведения животных: коммуникативное поведение. Основные формы поведения животных: социальное поведение. Основные формы поведения животных: пищевое поведение. Основные формы поведения животных: оборонительное поведение. Основные формы поведения животных: исследовательское поведение. Язык животных Какие животные могут стать домашними питомцами? Правила содержания домашних животных 17 Правила содержания домашних животных 18 19 Болезни домашних животных Болезни домашних животных 20 Разработка программы наблюдения за домашним питомцем Наблюдение за домашним питомцем Наблюдение за домашним питомцем Подготовка проекта о домашнем питомце . Подготовка проекта о домашнем питомце . Подготовка проекта о домашнем питомце . Подготовка проекта о домашнем питомце . Представление проектов Представление проектов Представление проектов Представление проектов Представление проектов 6 7 8 9 10 11 12 13 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Лекция Лекция Лекция Лекция Лекция Лекция Лекция Лекция Лекция Беседа Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Лекция с элементами беседы Проектная деятельность Проектная деятельность Проектная деятельность Проектная деятельность Проектная деятельность Проектная деятельность Презентация Презентация Презентация 3 Презентация Презентация 32 33 34 Наблюдение за птицами в природе Наблюдение за птицами в природе Обобщение курса « Чему нас учат животные/ домашние животные» Экскурсия Экскурсия 4