ДО Волшебные петельки 2023-2024

Содержание программы
1 Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи
1.3 Содержание программы
1.4 Планируемые результаты
2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

2

Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1
Пояснительная записка
Направленность программы
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебные петельки» разработана для общеобразовательной организации с
соответствии с нормативной базой.
Нормативно-правовая база
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196«;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015
№ АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
3

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально ¬психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченным возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Распоряжением правительства Свердловской области № 70-Д от 26.06.2019 об
утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области;
Уставом и локальными нормативными, распорядительными актами БМАОУ СОШ № 23.
Ручное вязание – старинное народное ремесло. Люди вяжут не только для того, чтобы
сделать нужную, красивую, может быть, единственную в своем роде вещь. Процесс
вязания приносит человеку радость, дает возможность выразить себя в творчестве,
увидеть в привычном и повседневном быту красоту и гармонию. Однако, ручному
вязанию нужно учиться.
Актуальность и новизна программы
Образовательная программа разработана с учетом выполнения задач поставленных
Правительством РФ, прописанных в распоряжении Правительства РФ от 04.09.2014
№1726-р:
«...реализация дополнительных общеобразовательных программ должна
строиться на ... соответствии образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей и . ориентации на
метапредметные и личностные результаты образования».
Актуальность обусловлена тем, что современные дети нуждаются в живом общении.
Нынешние родители зачастую из-за отсутствия умений и недостатка времени не могут
обучить или передать навыки рукоделия своим детям. Занятия ручным рукоделием не
только приобщает детей к творчеству, но и способствует развитию практикопознавательных, ценностноориентационных и коммуникативных качеств.
Из древне домашнее рукоделие способствовало общению, обогащению и улучшению
домашнего быта и проведению полезного досуга. Кроме этого ручное рукоделие
способствует укреплению добрых семейных отношений. Рукоделие способствовало
передачи от старших к младшим членам семьи необходимых качеств, таких как
трудолюбие, усидчивость, забота о близких.
К сожалению, потребность в старинном рукоделии угасает, так, как доступные изделия
машинной вязки вытесняют потребность в изготовлении вязаных изделий ручной работы,
отсюда исчезает преемственность семейного обучения ручного вязания. Поэтому
появилась необходимость в возрождении старых традиций домашнего рукоделия
Новизна программы предполагает опору на использование традиций семейного
обучения девочек, как фундамент становления духовного развития.
Основой методики обучения рукоделию является развитие метапредметных действий.
В программу включена деятельность по проектированию изделий. Процесс реализации
проекта,включает три основных этапа: разработку замысла, его реализацию и
представление готового продукта – хорошо соотносится с задачами формирования
4

регулятивных универсальных учебных действий с задачей формирования готовности и
способности к самоорганизации и саморегуляции.
Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие, занятие проект,
работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса
выполнения творческого проекта. Такая форма обеспечивает системность учебного
процесса, возможность повторять и закреплять пройденное.
Программа позволяет разработать «образовательный» маршрут для обучающихся с
учетом их индивидуальных способностей и интересов.
Адресат общеразвивающей программы - дети в возрасте 11-14 лет.
Режим занятий 2 академических часа в неделю.
Объем общеразвивающей программы 68 часов.
Срок освоения 1 год.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации образовательной программы - традиционная модель - реализация
программы представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение года обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
проектная деятельность.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: практическое занятие, мастер-класс, творческий отчет, презентация,
конкурсы, открытое занятие, выставка и т.д.
1.2
Цели и задачи
Цель программы: обеспечение условий для творческой активности и самореализации
личности учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном
творчестве;
- научить техническим и специальным знаниями при изготовлении изделий крючком и
спицами;
- обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
- познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
- обучить свободному пользованию схемами из журналов;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества,
эстетическое отношение к действительности;
- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность,
предприимчивость, умение довести начатое дело до конца, корректность в отношении к
работе товарищей, экономное отношение к используемым материалам;
- привить основы культуры труда.
Развивающие:
- развить образное мышление;
- развить внимание;
5

-

мелкую (малую) мускулатуру рук;
выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус.
совершенствовать навыки общения.

№
Темы
п/п
1
Вводное занятие.
Материалы и
инструменты для
вязания спицами.

2

Положение рук при
вязании спицами.

1.3 Содержание программы
Учебный план вязание спицами
Описание
Количество
часов
Из истории вязания. Из
1
истории ниток. Какие
бывают нити. О пряже и
волокнах. Виды спиц.
Соответствие толщины
ниток и спиц. Как
оборудовать рабочее место.
Как правильно смотать
клубок. Цветовое решение.
Техника безопасности при
вязании спицами.
Подготовка ниток к вязанию.
Как распустить изделие.
Обработка и выравнивание
старых и бывших в
употреблении ниток.
Возьмите в правую руку
1
спицу
с
набранными
петлями. Нить, которая идет
от клубка, должна лежать на
указательном пальце левой
руки, зажиматься между
указательным и средним
пальцами и далее между
безымянным и мизинцем.
Переложите спицу с петлями
в левую руку, а в правую
возьмите рабочую спицу.
Правую
спицу
держите
первым и третьим пальцем
правой руки. Второй палец
лежит на спице, а четвертый
и
пятый
поддерживают
нижнюю часть спицы. Во
время
работы
должны
двигаться только ладони, а
слегка
согнутые
локти
остаются
неподвижными.
Указательный палец левой
руки постепенно передвигает
очередную
петлю,

Форма контроля
Беседа,
практическое
занятие.

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная работа.

6

находящуюся на спице, для
провязывания. Указательный
палец
правой
руки
передвигает
назад
провязанную петлю.

3

Вязание спицами.
Набор петель.

4-5 Лицевые петли.

Рабочую нить (нить, идущую
от клубка) возьмите в левую
руку, конец нити при этом
должен проходить по
середине ладони. Длина нити
должна быть в 2 раза больше
ширины будущего полотна.
Обведите нить другой рукой
вокруг большого пальца по
часовой стрелке и направьте
ее на ладонь. Другой конец
нити (от клубка) положите
на указательный палец.
Прижмите оба конца рабочей
нити тремя оставшимися
пальцами. Две спицы
сложите вместе и введите
под нить между большим и
указательным пальцами.
Затем введите спицы в петлю
на большом пальце.
Подхватите нить на
указательном пальце.
Вытяните ее через петлю на
большом пальце.
Снимите с большого пальца
петлю и набросьте ее на
спицы, разведя указательный
и большой пальцы. На
спицах будет первая петля.
Следующую петлю
выполняйте так же, как
первую. Остальные петли,
необходимые для
конкретного изделия,
наберите аналогично. Затем
выньте одну спицу и
продолжайте вязание.
Наберите на спицы петли
начального ряда. Спица с
петлями находится в левой
руке, нить за работой. Ввести
правую спицу в первую
петлю снизу вверх и обвить
нить вокруг правой спицы.

1

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная работа.

2

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная работа.

7

6-7 Квадрат лицевыми
петлями.

810

Коврик для куклы
лицевыми петлями.

11- Изнаночные петли.
12

13- Квадрат
14 изнаночными
петлями.
15- Лицевая гладь.
16

Вытянуть правую спицу из
петли вместе с обвитой
нитью. На правой спице
образовалась петля.
Сбросить петлю с левой
спицы. Таким образом петля
с левой спицы оказывается
на правой спице. Процесс
повторять, пока не будут
провязаны все петли до
конца ряда.
Для вязания квадрата
набрать 15 петель. Вяжем до
тех пор, пока не получится
квадрат. Смотри занятие №
4.
Для вязания коврика набрать
15 петель. Коврик вяжем по
желанию квадратной или
прямоугольной формы.
Смотри занятие № 4.
Наберите на спицы петли
начального ряда.
Подхватывается передняя
или задняя стенка петли
предыдущего ряда. Захват
рабочей нити идет вверху,
над левой спицей. Для
удобства кончик правой
спицы обвивают рабочей
нитью. Рабочая нить
протягивается в петлю
движением сверху вниз.
Для вязания квадрата
набрать 15 петель. Вяжем до
тех пор, пока не получится
квадрат. Смотри занятие
№11.
Лицевая гладь имеет разный
рисунок с каждой стороны
образца. Это связано с тем,
что с одной стороны мы
делаем петельки одного
вида, а с другой – другого.
Главное при этом их не
перепутать. Набираем
спицами 10 петель. Снимаем
кромочную. Классическим
способом, за переднюю
стенку формируем первую
лицевую петельку, а за ней и

2

Самостоятельная работа.

3

Самостоятельная работа.

2

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная работа.

2

Самостоятельная работа.

2

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная работа.

8

все остальные по всей длине
ряда. Последняя – кромочная
как изнанка. Переворачиваем
полотно. Снимаем
кромочную. Теперь очередь
ряда изнаночных петель.
Вяжем их спицами до конца
рядка.
17- Шарфик для куклы
19 лицевой гладью.

Для вязания шарфа набрать
10 петель. Количество рядов
зависит от предполагаемой
длины шарфа. Смотри
занятие № 15.

3

Самостоятельная работа.

20- «Резинка».
22 Чередование
лицевых и
изнаночных петель.

Для образца набираем 10
петель.
1 ряд - 1 кромочная, вяжем 1
изнаночную петлю, 1
лицевую, снова 1
изнаночную, 1 лицевую и так
чередуем до конца ряда,
последнюю петлю
провязываем лицевой.
2 ряд - 1 кромочная, *вяжем
1 лицевую петлю, делаем
накид (накидываем рабочую
нить на правую спицу справа
налево), 1 петлю снимаем* и
дальше вяжем, повторяя от *,
последнюю петлю
провязываем лицевой.
3 ряд - 1 кромочная, снятую
петлю вместе с накидом
провязываем лицевой,
последнюю петлю
провязываем лицевой.
4 ряд - повторяем узор со 2го ряда.
Для вязания повязки набрать
нужное количество петель.
Количество рядов зависит от
предполагаемой длины
повязки. Смотри занятие №
20.
Шарф можно связать любым
способом (лицевой гладью,
резинкой). Набрать нужное
количество петель, вяжем
выбранным способом
нужной длины.. Смотри
занятие № 15, 20.

3

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная работа.

5

Самостоятельная работа.

6

Самостоятельная работа.

23- Повязка на голову
27 вязкой «Резинка».

28- Шарф для папы или
33 мамы.

9

34

Выставка работ.

1

Всего:

34

№
Темы
п/п
1
Вводное занятие.
Материалы и
инструменты для
вязания крючком.

2

Положение рук и
крючка.

Учебный план вязание крючком
Описание
Количество
часов
Из истории вязания. Из
1
истории ниток. Какие
бывают нити. О пряже и
волокнах. Виды крючков.
Соответствие толщины
ниток и крючка. Как
оборудовать рабочее место.
Как правильно смотать
клубок. Цветовое решение.
Техника безопасности при
вязании крючком.
Подготовка ниток к
вязанию. Как распустить
изделие. Обработка и
выравнивание старых и
бывших в употреблении
ниток.
При вязании крючок держат
1
в правой руке, как карандаш.
Головка крючка при любом
движении повернута к себе.
Конец нити от клубка
перекинут через
указательный палец левой
руки (у самого ногтя) на
себя и прижат большим
пальцем. С другой стороны
нить пропущена под
средний палец, затем поверх
безымянного и под мизинец.
Большим пальцем
придерживай свободный
конец, а остальными слегка
прижимай пропущенную
между пальцами нить, чтобы
она имела некоторое
натяжение (оно должно быть
равномерным на
протяжении всего вязания).
Во время вязания третьим
пальцем правой руки
придерживай петли на

Обобщение
результатов
работы.

Форма контроля
Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная
работа.

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная
работа.

10

3

Нитки, крючок,
воздушная петля,
цепочка.

4

Полустолбики.

крючке. Нить, идущая от
клубка, называется рабочей.
Введи крючок под рабочую
нить, лежащую на
указательном пальце левой
руки (от себя), слева направо
и поверни его вместе с
нитью так, чтобы на нѐм
образовалась петля, а под
ним – перехлѐст нити.
Немного растяни петлю и
прижми перехлѐст большим
пальцем левой руки к
указательному, чтобы
удержать петлю и не дать ей
затянуться. Снова введи
крючок под рабочую нить
(от себя) и, захватив еѐ,
протяни в образованную
петлю. Протянув крючок с
нитью через первую петлю,
отпусти большой палец с
перехлеста – петля
затянется, а на крючке
появится новая петля. Так
повторяй до тех пор, пока не
свяжешь цепочку из
воздушных петель
задуманной длины.
Связав косичку из 10 – 15
воздушных петель, введи
крючок в третью петлю от
крючка, захвати рабочую
нить и протяни еѐ сразу
через петлю косички и
петлю на крючке. Так
провяжи все петли до конца
косички. Закончив первый
ряд, прежде чем повернуть
вязание, сделай ещѐ одну
воздушную петлю. Это так
называемая петля для
высоты ряда. Она как бы
поднимает вязание на
следующий ряд. Такую
петлю надо обязательно
провязывать в конце
каждого ряда. Повернув
вязание, провяжи
полустолбики в каждую
петлю нижнего ряда. Их
должно получиться столько

1

Проверка
усвоения
материала и
оценка
результатов.

1

Проверка
усвоения
материала и
оценка
результатов.

11

5-6 Поясок для кукол.
Полустолбики.

7-8 Столбики без
накида.

9

Закладка для книги.
Столбики без
накида.

10

Смена цвета нити в
конце ряда.

же, сколько их было в
первом ряду.
Поясок вяжется
полустолбиками. Связать
косичку из 7 воздушных
петель, далее вяжем так,
смотри занятие № 4.
Количество рядов зависит от
окружности талии куклы.
Свяжи косичку их 12
воздушных петель. Введи
крючок в третью петлю
косички, вытяни через неѐ
рабочую нить. На крючке
образуются две петли.
Придерживая их средним
пальцем, вновь подхвати
рабочую нить и протяни ее
через обе петли на крючке.
Так провяжи ряд до конца.
Провяжи вязание. (Не забудь
о петле для высоты ряда.) в
зависимости от того, куда ты
будешь вводить крючок при
провязывании следующего
ряда, тебя будут получаться
различные вязки. Если надо
связать полотно, имеющее
гладкую поверхность, вводи
крючок под обе дужки петли
косички предыдущего ряда.
Если будешь захватывать
крючком только заднюю
дужку косички, вводя его в
ее середину, получится
выпуклый рельеф, вязка
станет похожей на резинку,
связанную спицами.
Закладка для книги вяжется
полустолбиками. Связать
косичку из 5 воздушных
петель, далее вяжем так,
смотри занятие № 7.
Количество рядов зависит от
желаемой длины закладки.
Вяжите ряд до того момента,
как на крючке останется две
свободные петли
Подхватите рукой новую
нить, оставив свободным
хвостик длиной около 8-15
см, и провяжите оставшиеся

2

Самостоятельная
работа.

2

Проверка
усвоения
материала и
оценка
результатов.

1

Самостоятельная
работа.

1

Проверка
усвоения
материала,
самостоятельная
работа.

12

11- Одеяло для куклы
13 (смена цвета).
Столбики без
накида.
14- Вязание по кругу
15 столбиками без
накида.

петли ею. Отрежьте и
уберите материал первого
цвета. Когда обе рабочие
нити находятся в полотне,
оставьте 10-15 см
предыдущей нитки,
остальную аккуратно
перережьте ножницами.
Затем бережно затяните ее
кончик, чтобы плотнее
зафиксировать узел с новой
нитью. Воздушные петли
следующего ряда
продолжайте вязать
материалом другого цвета.
Поверните полотно и вяжите
новый ряд.
Одеяло для куклы вяжется
по описанию 7, 10, занятия.
Свяжи цепочку из трёх
воздушных петель и замкни
ее в кольцо, соединив петлей
первую и третью петли.
Сделай ещё одну воздушную
петлю и, вводя крючок в
середину кольца, провяжи 5
столбиков без накида,
шестым соедини первый и
последний столбики. Второй
ряд – 10 столбиков без
накида (вводить крючок по 2
раза в одну и ту же петлю).
Третий ряд – 20 столбиков.
Четвёртый ряд – столбики
без накида с провязыванием
по 2 столбика в каждую
петлю . Получается 30
столбиков. 5 ряд – 40
столбиков и т.д.
Круглая прихватка вяжется
по описанию 16 занятия.

16- Круглая прихватка.
18 Вязание по кругу
столбиками без
накида.
19- Квадратное полотно. Квадрат от угла – вяжется
20
косичка из трёх воздушных
петель, замыкается в круг,
делается петля для подъёма
ряда и провязывается 1
столбик без накида, 3
столбика без накида во

3

Самостоятельная
работа.

2

Проверка
усвоения
материала и
оценка
результатов.

3

Самостоятельная
работа.

2

Проверка
усвоения
материала и
оценка
результатов.

13

вторую петлю косички и 1
столбик без накида. Работа
поворачивается , вяжется
воздушная петля на подъём
ряда, затем 2 столбика без
накида в следующие 2 петли
нижележащего ряда, 3
столбика без накида в
петлю, которая ложится по
диагонали квадрата, и ещё 2
столбика без накида в
следующие 2 петли
нижележащего ряда. Работа
поворачивается.
Последующие ряды
провязываются таким же
способом.
Наволочка вяжется по
описанию 19 занятия.

21- Наволочка для
23 куклы. Квадратное
полотно.
24- Столбики с накидом. Свяжи косичку из 12
25
воздушных петель. Сделай
накид – накинь на крючок
рабочую нить. Придерживая
средним пальцем петлю и
накид, введи крючок в
четвертую петлю косички и
вытяни через неё рабочую
нить. Опять подхвати
крючком рабочую нить и
протяни ее сразу через все
три петли, находящиеся на
крючке, образуя одну новую
до конца ряда. Для высоты
подъёма сделай две
воздушные петли, так как
ряд столбиков с накидом
выше ряда столбиков без
накида.
26- Шарф для куклы.
Шарф вяжется столбиками с
27 Столбики с накидом. накидом. Связать косичку из
10 воздушных петель, далее
вяжем так, смотри занятие
№ 24. Количество рядов
зависит от предполагаемой
длины шарфа.
28- Подарок маме.
33 Проект.
34 Выставка работ.
Всего:

3

Самостоятельная
работа.

2

Проверка
усвоения
материала и
оценка
результатов.

2

Самостоятельная
работа.

6

Самостоятельная
работа.
Обобщение
результатов
работы

1

34
14

1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- сформированность навыков общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
умения сделать выбор, как поступить в той или иной ситуации, опираясь на правила
взаимодействия, не создавая конфликты и находя выходы из спорных ситуаций;
- развитость самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и результат
своей деятельности на основе представлений нравственных норм;
- способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей, развитость
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты:
- формирование интереса к вязанию.
- развивитие образного и логического мышления.
Предметные результаты.
Знать:
- правила пользования инструментами и приспособлениями при работе
крючком и спицами, правила техники безопасности.
- виды и свойства пряжи и материалов, применяемых при вязании
- основные приемы вязания
- основы композиции.
- понятия и термины (при вязании спицами): набор петель, кромочная петля, лицевые и
изнаночные петли и т. д.
- понятия и термины ( при вязании крючком): цепочка, фон, рабочая нить, воздушная
петля, соединительная петля и т. д.
- основные сведения об истории возникновения вязания.
- историю и значение украшений в жизни людей.
Уметь:
- подбирать пряжу по цвету и качеству.
- выполнять изделия по образцу и несложной схеме.
- самостоятельно составлять несложные схемы для вязания.
2. Комплекс организационно-педагогических условий программы
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии

34
102
2
68
15
15

6.
7.
8.

Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы

9.

Окончание учебного года

19
1 октября
31 октября-6 ноября
29 декабря-8 января
20 марта-26 марта
31 мая

Для реализации данной программы используется учебный кабинет с хорошим
освещением. Используется стандартная учебная мебель, особых условий не требуется.
2.2 Условия реализации программы
Материально-технические
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию условий для
проведения практических занятий, наличие необходимых инструментов и материалов
Техническое оснащение:
1.Наличие инструментов:
- вязальные крючки и спицы различной толщины;
- ножницы;
- швейные иглы;
- булавки;
- сантиметровая лента;
- электрический утюг;
- гладильная доска.
2. Наличие материалов:
- пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- калька;
- миллиметровая бумага;
3. Специальная литература.
4. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- таблица «Основные приёмы вязания»;
- коллекция ниток;
- образцы вязания;
- вязаные изделия;
- инструкционные карты.
Кадровые условия
Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Волшебные
петельки» должны иметь педагогическое образование и курсовую подготовку по
дополнительному образованию. Требования к квалификации и стажу работы не
предъявляются.

16

Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию
Программы
Должностные обязанности.
Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой,
развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав
воспитанников кружка и принимает меры по сохранению контингента воспитанников в
течение всего срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм,
средств и методов обучения исходя из психофизиологической и педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая
информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в области методической,
педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а
также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и
свобод обучающихся, воспитанников. Участвует в разработке и реализации
образовательной программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует их
развитию, формированию. Организует различные виды деятельности воспитанников,
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных
интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся,
воспитанников, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь
обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события
современности. Обеспечивает и анализирует достижения воспитанников. Оценивает
эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в работе
педагогических советов, в работе по проведению родительских собраний, воспитательных
и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и
проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их
заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и
пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную
педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и
потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;
методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы.
Методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими,
коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
17

профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с
персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Требования к
образованию и
обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат,
направленность (профиль) которого, как правило, соответствует
направленности дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу,
дисциплине (модулю) Дополнительное профессиональное
образование - профессиональная переподготовка, направленность
(профиль) которой соответствует направленности дополнительной
общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или
преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) При
отсутствии педагогического образования - дополнительное
профессиональное педагогическое образование; дополнительная
профессиональная программа может быть освоена после
трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным
программам по профилю педагогической деятельности не реже чем
один раз в три года
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

В качестве основных форм
подведения итогов
реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы выступают:
Тестирование (срез знаний);
Выставка работ.
Диагностика результатов освоения данной подпрограммы происходит на основе
наблюдения педагога за успехами и трудностями обучающихся во время занятий,
контрольных занятий.
Оценка
результативности
данной
программы
подчиняется
закономерностям
образовательного процесса: имеет цели и задачи, определяемое ими содержание
взаимодействия педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка.
Важным элементом в обучении детей является контроль и мониторинг.
Основными видами контроля являются: текущий контроль, промежуточная аттестация,
итоговая аттестация.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости
являются: систематичность, учет индивидуальных особенностей обучаемого,
коллегиальность.
Текущий контроль успеваемости обучающихся направлен на поддержание учебной
мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету,
повышение уровня освоения программных требований.

18

Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные
психологические особенности обучающегося, является частью внутришкольного
контроля.
Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и
усвоение им образовательной программы объединения на определенном этапе обучения.
Формой подведения итогов реализации программы является выставка детских работ.
Показателями качества обучения образования являются:
- уровень познавательной мотивации образовательной деятельности обучающихся
(измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации);
- активность участия в конкурсах;
- положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его
способностями и познавательными интересами: положительная динамика показателей
количества победителей и призёров в различных конкурсах, фестивалях в объединениях.
В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на раскрытие
творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат социальные
мотивы, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы
занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны
окружающих, и духовные мотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека.
Список литературы
Литература для педагога
1. Белая Н.П. Мелодия кружев. – Мн., «Полымя», 1999г.
2. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. – Мн., «Полымя», 1995.
3. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.
4. Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы.
Волгоград: Учитель, 2007.
5. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.
6. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
7. Журналы по вязанию крючком.
Литература для учащихся
1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 1991г.
2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.
3. Журналы по вязанию крючком и спицами.
Электронные образовательные ресурсы
1. Материалы сайтов: http://orangeknitting.ru/index.php ?/topic/18-putevoditel-po-forumu/
http://amigurumi.com.ua/forum /
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library

19

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».