МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Березовского городского округа БМАОУ СОШ № 23 Приложение к основной общеобразовательной программе – образовательной программе среднего общего образования РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании Педагогического совета БМАОУ СОШ№23 Директор БМАОУ СОШ №23 ________________________ Н.А. Якорнова Приказ №____ от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Трудные случаи орфографии и пунктуации» части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений для обучающихся 10-11 классов п.Кедровка 2023 Программа представляет собой новую модель школьного курса орфографии пунктуации Рассчитана на 70 часов Данная программа предназначена для учащихся 10,11 класса Язык по своей специфике и социальной значимости является средством общения и воздействия, усвоения знаний по всем учебным предметам, основной формой проявления личностного самосознания , и, наконец, первоэлементом литературы как словесного искусства. Цели обучения русскому языку состоят в научении свободной речевой (коммуникативной) деятельности и в формировании у учащихся элементарной лингвистической компетентности. Как показывает анализ результатов итоговой аттестации в формах ЕГЭ и ГИА. наибольшие затруднения и ошибки учащихся связаны со слабым владением нормами правописания, т. е. со слабым владением орфографией и пунктуацией многими учащимися. Программа данного спецкурса поможет учащимся усвоить наиболее трудные орфографические и пунктуационные правила и повысить практическую грамотность. Программа включает в себя - теоретический материал, - вопросы и задания практического характера, - вопросы и задания занимательного характера. Цель спецкурса – совершенствование умений в области русской устной письменной речи. Повышение орфографической и речевой грамотности. : помочь учащимся в усвоении орфографических и пунктуационных трудностей, повысить их практическую грамотность в соответствии личной траекторией развития ребёнка. Задачи курса: - использование технологий и средств и форм обучения с целью создания эффективной образовательной среды. - включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, - формирование навыков самооценки ученика как основы развития внутренней мотивации Учащимся предлагается по- новому посмотреть на привычные проблемы правописания . разрешать их , исходя из представления об орфографии и пунктуации как особой лингвистической системе . где каждый элемент • орфограмма • пунктограмма • правило • принцип выбора написания находятся в определённой связи с другими и занимает строго определённое место. Данная программа • формирует умение ориентироваться в многообразных явлениях письма • выбирать правило, соответствующее данной орфограмме • вооружает системой обобщающих правил • пользоваться этой информацией при выборе правильного написания • знание правил, способность пользоваться ими, применять их, учитывая ситуацию, потребность как можно точнее передавать смысл высказывания, пользуясь возможностями письма. При составления программы и определения её целей были учтены пожелания детей и их индивидуальные образовательные потребности. В ходе реализации программы намечается решение следующих задач: * обобщение и систематизация знаний по орфографии на более высоком уровне, * активизация видов деятельности , связанная с совершенствованием письменной речи. * развитие логического и абстрактного мышления. Планируемые результаты реализации программы. Данная программа • формирует умение ориентироваться в многообразных явлениях письма • выбирать правило, соответствующее данной орфограмме и пунктограмме • вооружает системой обобщающих правил • формирует умение пользоваться этой информацией при выборе правильного написания • формирует умение выучивать правила, способность пользоваться ими, применять их, учитывая ситуацию, потребность как можно точнее передавать смысл высказывания, пользуясь возможностями письма. Формирует элементарные предметные умения: * опознавать часть речи в речевом потоке, * опознавать часть слова, т. е. производить морфемный анализ слова , * указывать признак, определяющий написание .т. е. теоретическую основу формируемого действия, синтез знания и способа действия. * видеть «портрет» орфограммы * знать функции пунктуационных знаков * видеть в предложении признаки однородности и обособления и правильно расставлять знаки препинания в предложениях № Тематическое планирование по орфографии Тема занятия Форма Часы 1 Введение. Задачи курса и формы деятельности Беседа. 1 2 Орфография как система правил правописания Разделы русской орфографии Беседа Практическая работа 1 Теоретическая и практическая работа 1 3 4 Правописание морфем Система орфограмм данного раздела орфографии Принцип единообразного написания морфем – ведущий ( морфологический принцип русского правописания) Правописание корней Система правил , регулирующих написание гласного и согласного корня Гласные в проверяемых написаниях. Роль смыслового анализа при подборе проверочных слов Правила, нарушающие единообразие написания корня . Фонетический принцип написания Группы корней с чередованием: Практические занятия 1 1 10 1 1 Практикум 1 Практикум 1 Корни с чередованием О-А Корни с чередованием И-Е Корни с полногласиями Правописание согласных корня Правописание иноязычных словообразовательных элементов Использование данных орфографического и словообразовательного словаря при написании корней слов Практические занятия 2 1 1 1 Практические занятия 1 5 Правописание приставок Теоретические правила и практикум 6 Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания Фонетический принцип написания приставок на З –С Морфологический принцип написания приставок Роль смыслового анализа при написании приставок ПРЕ и ПРИ Правописание суффиксов Теоретические положения Практикум Практикум 1 1 1 Практикум Практикум 7 Система правил, отражающая написание суффиксов разных частей речи Роль словообразовательного анализа при выборе правильного написания суффиксов Типичные суффиксы существительных и их правописание Типичные суффиксы прилагательных и их правописание Типичные суффиксы глаголов и их правописание Правописание окончаний 1 1 5 Система правил , регулирующих написание окончаний разных частей речи Е и И в окончаниях глаголов и существительных Теоретический минимум Практикум 1 Орфографические правила, требующие различения морфем Правописание согласных на стыке морфем Практикум 1 Практикум 1 Этимология слова как приём объяснения написания морфем Дефисные, слитные раздельные написания Практикум 1 Система орфограмм данного раздела правописания Различение служебных частей речи и морфем.. Предлоги и приставки Грамматико- семантический анализ при выборе написания слитное или раздельное частицы Написание производных предлогов Теоретический минимум Практикум 1 Практикум 1 Практикум 1 Употребление дефиса в словах Практикум 1 8 4 1 1 1 1 5 1 5 1 Обобщающее повторение Итоги 9 1 Тематическое планирование по пунктуации дата часы Название темы курса Формы и методы занятия 1. Введение . Всемогущий синтаксис. Цель и задачи курса Лекция с элементами беседы .Практическая работа . Работа со словарем 2 Интонация. Логическое ударение. Порядок слов. 3, 4 Слова. Сочетания слов. Словосочетания 5 Согласование 6 Управление 7 Примыкание Практическая работа. Создание алгоритма Практическая работа с текстом. Сообщения учащихся. Практическая работа. Сообщения учащихся по теории Графическое обозначение. Связи. Практическая работа Беседа. Практическая работа Основные виды подчинения. Выполнения заданий ЕГЭ Семинар. Работа в группах 8, 9. 10 Виды связи в предложениях Практическая работа. Сообщения 11. Сочинительная связь однородных членов Групповая практическая работа 12. Обобщающее занятие. Создание проектов 13,14 Пунктуация при однородных членах при наличии общего члена Теория Практическая работа. 15,16. Однородные и неоднородные определения Практикум 17,18 Обособленные члены предложения. Теория Практические упражнения 19 Роль обособлений в художественных и публицистических текстах. Аналитическая работа 20 Уточняющие члены предложения Сужение и расширение уточняемых понятий Вводные конструкции. Их разнообразие и роль в текстах Практическая работа 21 Теоретический материал 22 Практическая работа по выделению вводных конструкций практикум 23, 24 Способы цитирования Практикум 25, 26 Пунктуация в простом и сложном предложении с союзом И Повторение теории и практическая работа 27, 28 Пунктуация в ССп при наличии общего члена Практическая работа 29 Сложноподчиненное предложение и место придаточного в нём Практическая работа 30. Пунктуация в СПП. 31-33 Пунктуация в сложных синтаксических конструкциях 34,35 Абзац способы вязи предложений в текстах разных тилей Практикум