МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Директор БМАОУ
СОШ №23
________________________
Протокол №1 от «30» августа
2023 г.
Н.А. Якорнова
Приказ №188 от «30» августа
2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Решение задач по физике»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
для обучающихся 10-11 класса
п.Кедровка 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с : 1)учетом требований ФГОС 2021 г.;
2) Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
3)ООП СОО БМАОУ СОШ№23;
Для реализации программы использовано учебное пособие:А.П. Рымкевич «Задачник» 10-11 классы., -М.. Дрофа, 2022 г.
Основные цели курса:
•
•
•
развитие интереса к физике и решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Программа курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики
на два года. Она ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.
Планируемые результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
•
•
•
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду,
целеустремленность;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
•
•
•
•
•
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления
информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• давать определения изученным понятиям;
• называть основные положения изученных теорий и гипотез;
• описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык
физики;
• классифицировать изученные объекты и явления;
• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
• структурировать изученный материал;
• интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
• применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного
использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
2) в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
3) в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
4) в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими
устройствами.
Изучение физики на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
•
•
•
•
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений
различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественнонаучной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя
для этого физические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых
компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и
безопасного использования различных технических устройств;
овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их
использования в практической жизни.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решение;
- анализировать полученный ответ;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейших задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
- владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
•
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения
новых знаний, анализа и оценки новой информации;
•
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
•
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Содержание курса
Физическая задача. Классификация задач(1 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач.
Кинематика (9 часов)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического
явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной
техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и
способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.
Динамика и статика (19 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения,
упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах
отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с
техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и
превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с
примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с
противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной
системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (10 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения
идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание
явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на
определение характеристик влажности воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила
упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи
бытового содержания.
Молекулярная физика(9 ч)
Основы термодинамики (9 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление;
проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких
капилляров.
Электрическое поле(8 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми
линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила
Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Законы постоянного тока (6 ч)
Магнитное поле (3 ч)
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила
Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Электрический ток в различных средах (4 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов «а описание электрических цепей
постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного
соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на
определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д.
Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей,
характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием,
комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с
электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели
«черного ящика».
Электромагнитная индукция (11 часов)
Электромагнитные колебания (11 часов)
Электромагнитные волны (11 часов)
Световые волны (11 часов)
Элементы специальной теории относительности (3 часа)
Световые кванты. Действия света (10 часов)
Атом и атомное ядро (11 часов)
Организация самостоятельной работы
Календарно-тематическое планирование курса по физике в 10 классе
№
Кол-во
часов
Тема урока
Планируемые результаты освоения
материала
Введение (1 час)
1
1
Физическая задача. Классификация задач. Правила и
приемы решения физических задач.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Кинематика (9 часов)
2
1
3
1
4
1
Основные законы т понятия кинематики. Поступательное Знать теорию. Уметь применять
движение. Материальная точка. Система отсчета. Путь и
теорию на практике. Уметь решать
перемещение.
задачи.
Решение расчетных и графических задач на
Знать теорию. Уметь применять
прямолинейное равномерное движение. Относительность теорию на практике. Уметь решать
движения.
задачи.
Скорость при прямолинейном неравномерном движении. Знать теорию. Уметь применять
Решение задач на равноускоренное движение.
теорию на практике. Уметь решать
Перемещение при равноускоренном движении.
задачи.
Равномерное движение по окружность. Решение задач.
Динамика и статика (19 часов)
5
1
Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
Масса тела. Сила. Равнодействующая нескольких сил.
6
1
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
7
1
8
1
Силы упругости. Гравитационные силы.
Сила тяжести. Вес тела, движущегося с ускорением.
Перегрузки. Невесомость.
Движение под действием силы тяжести по вертикали.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Дата
План
Факт
Движение под действием силы тяжести в случае, когда
начальная скорость направлена под углом к горизонту.
Движение искусственных спутников и планет.
Трение покоя. Коэффициент трения. Сила трения
скольжения. Сила сопротивления среды.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
9
1
10
1
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и
размеры молекул. Основное уравнение МКТ газов.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
18
1
Энергия теплового движения молекул. Зависимость
давления газа от концентрации молекул и температуры.
Скорость молекул газа.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Движение под действием силы трения.
Движение под действие нескольких сил.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Импульс тела. Изменение импульса. Закон сохранения
Знать теорию. Уметь применять
импульса.
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Механическая работа. Кинетическая и потенциальная
Знать теорию. Уметь применять
энергия.
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Закон сохранения энергии. Превращение энергии при
Знать теорию. Уметь применять
действии силы тяжести, силы упругости, силы трения.
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Мощность. КПД. Движение жидкостей и газов.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Механические колебания и волны. Колебательное
Знать теорию. Уметь применять
движение.
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Молекулярная физика (9 ч)
19
1
Уравнения состояния идеального газа. Изопроцессы.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
20
1
Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость
температуры кипения от давления. Влажность воздуха.
Поверхностное
Натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
Механические свойства твердых тел.
Основы термодинамики (9 часов)
21
1
22
1
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и
Знать теорию. Уметь применять
количество теплоты. Первый закон термодинамики.
теорию на практике. Уметь решать
Адиабатный процесс.
задачи.
Изменение внутренней энергии тел в процессе
Знать теорию. Уметь применять
теплопередачи.
теорию на практике. Уметь решать
Изменение внутренней энергии тел в процессе
задачи.
совершения работы. Тепловые двигатели.
Электрическое поле (8 часов)
23
1
Закон Кулона. Напряженность поля.
Проводники в электрическом поле. Поле заряженного
шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле.
24
1
Энергия заряженного тела в электрическом поле.
Разность потенциалов. Связь между напряженностью и
напряжением.
25-26
2
Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного
конденсатора. Энергия электрического поля.
27-28
2
Характеристика электрического тока и электрической
цепи. Закон Ома для участка цепи и его следствия.
Работа и мощность тока.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять
теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Законы постоянного тока (6 часов)
Знать теорию. Уметь применять теорию
на практике. Уметь решать задачи.
ЭДС. Закон Ома для полной цепи.
Магнитное поле(3 ч)
29-30
2
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный Знать теорию. Уметь применять теорию
поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные
на практике. Уметь решать задачи.
свойства веществ.
Электрический ток в различных средах (4 часов)
31-32
2
33-34
2
Электрический ток в металлах, полупроводниках,
вакууме.
Электрический ток в растворах и расплавах
электролитов. Электрический ток в газах.
Итоговая проверочная работа.
Итого 34 ч
Знать теорию. Уметь применять теорию
на практике. Уметь решать задачи.
Знать теорию. Уметь применять теорию
на практике. Уметь решать задачи.
Календарно-тематическое планирование элективного курса по физике в 11 классе
№
Кол-во
часов
1-2
2
3-4
2
5-6
2
7-8
2
9-10
2
11
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
1
17
1
18
1
Тема урока
Планируемые результаты освоения материала
Дата
План
Электромагнитная индукция (11 часов)
Электромагнитная индукция.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
ЭДС индукции.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Самоиндукция.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Индуктивность.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Энергия магнитного поля.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Электромагнитные колебания (11 часов)
Превращение энергии в
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
колебательном контуре.
задачи.
Гармонические колебания.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Собственная частота и период
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
колебания.
задачи.
Переменный ток.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Электромагнитные волны (11 часов)
Электромагнитные волны и
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
скорость их распространения.
задачи.
Энергия электромагнитной волны.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Плотность потока излучения.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Радиолокация.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Факт
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
1
29
1
30
1
31
1
32
1
Итоговая проверочная работа.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Световые волны (11 часов)
Скорость света.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Законы отражения и преломления.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Полное отражение.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Линзы.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Дисперсия света. Интерференция,
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
дифракция, поляризация света.
задачи.
Итоговая проверочная работа.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Элементы специальной теории относительности (3 часа)
Релятивистский закон сложения
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
скоростей.
задачи.
Зависимость массы от скорости.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Закон взаимосвязи массы и энергии.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Световые кванты. Действие света (10 часов)
Фотоэлектрический эффект.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
Фотон.
задачи.
Давление света.
.
Ядерная модель атома.
Испускание и поглощение света
атомом. Лазер.
Методы регистрации заряженных
частиц.
Радиоактивность.
Энергия связи атомных ядер.
Ядерные реакции.
Атом и атомное ядро (11 часов)
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи/
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
33
1
34
1
Энергетический выход ядерных
реакций. Биологическое действие
радиоактивных излучений.
Элементарные частицы.
Взаимные превращения частиц и
квантов электромагнитного
излучения.
Итоговая проверочная работа.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Знать теорию. Уметь применять теорию на практике. Уметь решать
задачи.
Итого 34 ч