МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23
Директор БМАОУ
СОШ №23
Н.А. Якорнова
Приказ №188 от «30» августа
2023 г.
Протокол №1 от «30» августа
2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Актуальные вопросы обществознания»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
для обучающихся 10-11 класса
п.Кедровка 2023
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Актуальные вопросы обществознания»
составлена на основе следующих документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
• Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N-413 (ред. от 29.06.2017) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
07.06.2012 N 24480) в действующей редакции;
• Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ
«Гимназия №31», утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия
№31» №97-Д от 31 августа 2020 года;
• Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля), утвержденного приказом директора МБОУ «Гимназия №31»
№179-Д от 30 августа 2018 года;
• с учетом авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф.
Ивановой, А. И. Матвеева, которая включена в сборник: Программы
общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 -11 классы – М.
«Просвещение» 2010г.
Программа учебного курса предназначена для учащихся различных
профилей, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в вуз в форме ЕГЭ
и рассчитана на 68 часов. Реализация данной программы в рамках курса
рассчитана на обучение в 10-11 классе в объеме 68 часов.
Курс строится на основе учебников:
1. Обществознание. 10-11 класс. Алешина А.В., Булгаков А.Л., Кузнецова М.
А.
2. Общественные науки. Финансовая грамотность. Цифровой мир.10-11.
Толкачева С.В.
3. Обществознание. 10-11 класс. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,
Матвеев А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые
сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников,
поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного
испытания в вузах по специальностям различной направленности:
гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами
учителей обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся
по предмету, так и запросами учеников в осмыслении стратегии действий при
3
подготовке к единому государственному экзамену.
4
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения
знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями,
мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как
форма, актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках
обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют такжеумения:
соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать
справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих
знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения
общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте,
решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные
знания и др.
Результаты ЕГЭ по обществознанию указывают на необходимость
познакомить учащихся с современной структурой и содержанием
экзаменационной работы,
дополнительными учебными пособиями,
соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки,
подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить
преподавание элективного курса учебно-методическими материалами,
позволяющими качественно проводить практические и лабораторные занятия,
тренинги.
Целевые установки курса:
• повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного
характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий
высокого уровня теоретического обобщения;
• сформировать умения, актуализированные целью и содержанием
обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
• развить методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с
диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида,
проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного
высказывания.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются
различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные
занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо
определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий,
использовать активные и интерактивные методы обучения.
Ключевые содержательные позиции каждой линии рассматриваются на
обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных
конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить
учебный материал.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание сложным
теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.
5
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение
теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни
для обеспечения достаточной системности и глубины понимания
обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов
также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл
афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и
аргументы по актуальным проблемам.
Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений
учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации из неадаптированных источников.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий
при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить
уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению
программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного
ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля
фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей
элективного курса.
Ожидаемые результаты:
• систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым
позициям курса;
• ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических
механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в
выборе темы эссе;
• проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности, преодоление
психологических барьеров при подготовке к экзамену.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностные планируемые результаты
УУД
1. Самоопределение
(личностное,
жизненное,
профессиональное)
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
1.1.
Сформированность
1.1.
Сформированность
российской
гражданской российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, идентичности,
патриотизма,
уважения к Отечеству и своему уважения к своему народу,
народу, чувства гордости за свой чувства ответственности перед
край, свою Родину
Родиной, гордости за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее многонационального
народа
России,
сформированность
уважения
государственных символов (герб,
флаг, гимн)
1.2.
Осознание
своих
1.2.
Сформированность
конституционных
прав
и гражданской
позиции
как
обязанностей, уважение закона и активного и ответственного
правопорядка
члена российского общества,
осознающего
свои
конституционные
права
и
обязанности, уважающего закон
и правопорядок
1.3.
Сформированность
1.3.
Обладание
чувством
самоуважения и «здоровой» «Я- собственного достоинства
концепции»
1.4. Устойчивая установка на
1.4. Принятие традиционных
принятие
гуманистических, национальных
и
демократических
и общечеловеческих
традиционных
ценностей гуманистических
и
многонационального российского демократических ценностей
общества
1.5.
Осознание
важности
1.5. Готовность к служению
служения
Отечеству,
его Отечеству, его защите
защиты
1.6.
Проектирование
1.6.
Сформированность
собственных жизненных планов в осознанного выбора будущей
отношении
к
дальнейшей профессии, в том числе с
профессиональной деятельности учетом потребностей региона,
с
учетом
собственных и возможностей реализации
возможностей, и особенностей собственных жизненных планов;
рынка труда и потребностей отношение к профессиональной
региона
деятельности как возможности
участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем
1.7.
Сформированность
1.7.
Сформированность
целостного
мировоззрения, мировоззрения,
7
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
соответствующего
соответствующего
современному уровню развития современному уровню развития
науки и общественной практики, науки и общественной практики,
учитывающего
социальное, основанного на диалоге культур,
культурное, языковое, духовное а также различных форм
многообразие современного мира общественного
сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире
2.
2.1.
Сформированность
2.1. Сформированность основ
Смыслообразование устойчивых
ориентиров
на саморазвития и самовоспитания
саморазвитие и самовоспитание в
соответствии
с
в
соответствии
с общечеловеческими ценностями
общечеловеческими жизненными и
идеалами
гражданского
ценностями и идеалами
общества
2.2.
Сформированность
2.2.
Готовность
и
самостоятельности в учебной, способность к самостоятельной,
проектной и других видах
творческой и ответственной
деятельности
деятельности
2.3. Сформированность умений
2.3.
Сформированность
сотрудничества
со навыков сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно образовательной, общественно
полезной,
учебно- полезной,
учебноисследовательской, проектной и исследовательской, проектной и
других видах деятельности
других видах деятельности
2.4. Способность вести диалог с
2.4.
Сформированность
другими людьми, достигать внем толерантного
сознания
и
взаимопонимания,
находить поведения в поликультурном
общие цели и сотрудничать для мире, готовность и способность
их достижения
вести диалог с другими людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания,
находить
общие цели и сотрудничать для
их достижения
2.5.
Сформированность
2.5.
Сформированность
представлений о негативных способности
противостоять
последствиях
экстремизма, идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, дискриминации по социальным,
религиозным,
расовым, религиозным,
расовым,
национальным признакам для национальным
признакам
и
личности и общества
другим негативным социальным
явлениям
2.6. Наличие потребности в
2.6. Принятие и реализация
физическом
ценностей
здорового
и
самосовершенствовании,
безопасного
образа
жизни,
занятиях
спортивно- наличие
потребности
в
оздоровительной
физическом
деятельностью,
неприятие самосовершенствовании,
вредных
привычек:
курения, занятиях
спортивноупотребления
алкоголя, оздоровительной
8
УУД
УУД
3. Нравственноэтическая
ориентация
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
наркотиков
деятельностью,
неприятие
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков
2.7.
Сформированность
2.7.
Сформированность
ответственного отношения к бережного, ответственного и
собственному физическому и компетентного отношения к
психологическому здоровью, как физическому и психологическому
собственному, так и других
здоровью, как собственному, так
людей,
владение
основами и других людей, умениеоказывать
оказания первой помощи
первую помощь
2.8.
Способность
к
2.8.
Готовность
и
самообразованию и организации способность к образованию, в
самообразовательной
том числе самообразованию, на
деятельности для достижения протяжении всей жизни
образовательных результатов
2.9. Понимание необходимости
2.9.
Сформированность
непрерывного образования в сознательного отношения к
изменяющемся мире, в том числе непрерывному образованию как
в
сфере
профессиональной условию
успешной
деятельности
профессиональной
и
общественной деятельности
3.1. Освоение и принятие
3.1.
Сформированность
общечеловеческих
моральных нравственного
сознания
и
норм и ценностей
поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
3.2.
Сформированность
3.2.
Сформированность
современной
экологической экологического
мышления,
культуры, понимания влияния понимания влияния социальносоциально-экономических
экономических процессов на
процессов
на
состояние состояние
природной
и
природной среды
социальной среды; приобретение
опыта
эколого-направленной
деятельности
3.3.
Принятие
ценностей
3.3.
Сформированность
семейной жизни
ответственного отношения к
созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни
3.4.
Сформированность
3.4.
Сформированность
эстетического отношения к эстетического отношения кмиру,
продуктам, как собственной, включая
эстетику
быта,
так и других людей, учебнонаучного и технического
исследовательской, проектной и творчества,
спорта,
иных видов деятельности
общественных отношений
9
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные
учебные
действия
Метапредметные планируемые
результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Р1 Целеполагание Р1.1 Самостоятельно определять цели
деятельности, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
Р1.2 Ставить и формулировать собственные задачи
в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях
Р2 Планирование Р2.1 Выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты
Р2.2 Самостоятельно составлять планы
деятельности
Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности
Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях
Р3
Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и
Прогнозирование другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели
Р3.2 Организовывать эффективный поискресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели
Р3.3
Оценивать
возможные
последствия
достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали
Р4 Контроль и
коррекция
Р5 Оценка
Р4.1 Самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность
Р5.1 Сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью
Р6
Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии
как осознания совершаемых действий и
Познавательная
мыслительных процессов, их результатов и
рефлексия
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения
Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать
Р7 Принятие
решения, определяющие стратегию поведения, с
решений
учетом гражданских и нравственных ценностей
Познавательные универсальные учебные действия
П8
П8.1 Искать и находить обобщенные способы
решения задач
Познавательные
П8.2 Владеть навыками разрешения проблем
компетенции,
П8.3 Осуществлять самостоятельный поиск
включающие
методов
решения практических задач, применять
навыки учебноразличные
методы познания
исследовательско
П
Решать
задачи, находящиеся на стыке
8.4
й и проектной
10
Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)
Постановка и решение
учебных задач, в том
числе
технология
«перевернутый класс»
Поэтапное
формирование
умственных действий
Технология
формирующего
оценивания, в том
числе
прием
«прогностическая
самооценка»
Групповые
и
индивидуальное
проекты
Учебноисследовательская
деятельность
Кейс-метод
Учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи «Разрешение
проблем / проблемных
ситуаций», «Ценностносмысловые установки»,
«Рефлексия»,
«Самостоятельное
приобретение, перенос и
интеграция знаний»,
«Самоорганизация и
саморегуляция»
Стратегии смыслового
чтения, в том числе
постановка вопросов,
составление
планов,
сводных таблиц, графсхем, тезирование,
комментирование
Универсальные
учебные
действия
деятельности
Метапредметные планируемые
результаты
нескольких учебных дисциплин
П8.5
Использовать
основной
алгоритм
исследования при решении своих учебнопознавательных задач
П8.6 Использовать
основные
принципы
проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных
задач
и
задач,
возникающих в культурной и социальной жизни
П8.7
Выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения
П8.8 Менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности
П8.9 Проявлять способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности,
в
том
числе
учебноисследовательской и проектной деятельности
П8.10
Самостоятельно
применять
приобретенные знания и способы действий при
решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей, в том числе в учебноисследовательской и проектной деятельности
П8.11
Владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности, а
именно:
П8.11.1 ставить цели и/или формулировать
гипотезу исследования, исходя из культурной
нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и
нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
П8.11.3 планировать работу;
П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию
необходимой информации;
П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими
авторами разрабатывать систему параметров и
критериев
оценки
эффективности
и
продуктивности
реализации
проекта
или
исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
П8.11.6 структурировать и аргументировать
результаты исследования на основе собранных
данных;
П8.11.7
использовать
элементы
математического моделирования при решении
исследовательских задач;
П8.11.8
использовать
элементы
математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-
11
Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)
Кейс-метод
Межпредметные
интегративные
погружения
Метод
ментальных
карт
Смешанное обучение,
в том числе смена
рабочих зон
Групповые
и
индивидуальные
проекты
Учебноисследовательская
деятельность
Учебнопознавательные
и
учебно-практические
задачи
«Самостоятельное
приобретение, перенос
и интеграция знаний»,
«ИКТкомпетентность»,
Учебные
задания,
выполнение которых
требует
применения
логических
универсальных
действий
Постановка и решение
учебных задач, в том
числе
технология
«перевернутый класс»
Постановка и решение
учебных
задач,
включающая
представление новых
понятий и способов
действий
в
виде
модели
Поэтапное
формирование
умственных действий
Технология
формирующего
оценивания
Универсальные
учебные
действия
Метапредметные планируемые
результаты
исследовательской работы
П8.11.9 осуществлять презентацию результатов;
П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации
проекта
и
проведения
исследования
и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
П8.11.11 адекватно оценивать последствия
реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее
развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов
П8.11.13 восстанавливать контексты и пути
развития того или иного вида научной
деятельности,
определяя
место
своего
исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание
тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать
их при постановке собственных целей;
П8.11.15
находить
различные
источники
материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
П8.11.16 вступать в коммуникацию с
держателями различных типов ресурсов, точно
и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества
П9 Работа с
информацией
П10
Моделирование
П9.1 Осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задач
П9.2 Критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных
источниках
П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и
способов действия
П9.4 Осуществлять самостоятельную
информационно-познавательную деятельность
П9.5 Владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов
П9.6 Уметь ориентироваться в различных
источниках информации
П10.1
Использовать различные
модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
12
Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)
Универсальные
учебные
действия
Метапредметные планируемые
результаты
противоречий, выявленных в информационных
источниках
П11 ИКТП11 Использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
компетентность
решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности
Коммуникативные универсальные учебные действия
К12
К12.1 Осуществлять деловую коммуникацию как
со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
Сотрудничество
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
К12.2 Учитывать позиции других участников
деятельности
К12.3 Находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений
другого
К12.4 Спокойно и разумно относиться к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития
К12.5 При осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
К12.6 Координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия
К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
К12.8 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности
К13
К13.1 Развернуто, логично и точно излагать свою
точку зрения с использованием адекватных
Коммуникация
(устных и письменных) языковых средств
13
Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)
Дебаты
Дискуссия
Групповые и
индивидуальные
проекты
Кейс-метод
Постановка и решение
учебных задач, в том
числе технология
«перевернутый класс»
Смена рабочих зон
Учебноисследовательская
деятельность
Учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи
«Коммуникация»,
«Сотрудничество»
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Предметные планируемые результаты
В результате изучения курса обучающийся научится:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты,
явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как
целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных
неадаптированных
текстов
(философских,
научных,
правовых,
политических, публицистических);
анализировать
и
классифицировать
социальную
информацию,
представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковойсистемы
в другую;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
социальных явлений и обществознаниевыми терминами, понятиями;
сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной
информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и
функциональные)
изученных
социальных
объектов
(включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия
социально – экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально – гуманитарныхзнаний
собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное
выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по
социальной проблематике;
применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества.
14
В результате изучения курса обучающийся получит возможность
научиться:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для эффективного выполнения типичных социальных
ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
• ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах;
вырабатывать собственную гражданскую позицию;
• оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;
• самостоятельно находить информацию, необходимую для принятия
собственных решений; критически воспринимать информацию, получаемую
в межличностном общении и массовой коммуникации;
• давать нравственную оценку поведению людей;
• предвидеть возможные последствия определенных социальных действий
субъектов общественных отношений;
• ориентироваться в социальных и гуманитарных науках для их последующего
изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования;
• осуществлять конструктивное взаимодействие людьми разных убеждений и
разного социального положения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
10 класс
1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию:
структура и содержание экзаменационной работы
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор.
Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной
экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в
экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых
заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом
в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).
2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ
2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия
и трудные вопросы
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение
общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь
15
экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
Социальные институты. Многовариантность общественного развития.
Типология обществ. Понятие общественного прогресса.
Процессы
глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы
человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.
Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления.
Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль
религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура.
Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание
признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного
прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его
противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира).
Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль,
ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных
содержательных линий
2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных
линиях «Человек. Познание»
Основные теоретические положения.Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и
смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность.
Социализация индивида. Свобода иответственность личности. Познание мира.
Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды
человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация.
Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность,
личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их
контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование
собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение
признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное
познание (распознавание методов научного знания, анализ научной
информации).
Тренинг по выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.
2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные
вопросы
16
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты.
Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и
пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ.
Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт».
Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации.
Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг
по выполнению заданий.
2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии
«Экономика»
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука.
Предпринимательство.
Экономические
цели
фирмы,
ее
основные
организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса.
Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный
механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности.
Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и
специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в
экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды
налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая
система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика
производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка,
прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий
А и В данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний
учащихся при изучении основных теоретических вопросов
Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной
линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и
функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат.
Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление
многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим.
Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество.
17
Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический
процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование
«гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на
конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением
теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному
блоку.
Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.
2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной
линии и проблемные вопросы
Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе
социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.
Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения.
Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая
ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного,
административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской
Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по
правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты.
Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт
президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.Правовая культура.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты.
Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий
А и В по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ
3.1 Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые
умения.
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ
выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков
понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных
объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их
социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности.
Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на
завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и
18
обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного
перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и
выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
3.2 Специфика заданий 17-25
Задания части 2 (17–25) в совокупности представляют базовые
общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной
и средней школы (социальную философию, экономику, социальную
психологию, социологию, политологию, правоведение).
Задания 17–20 объединены в составное задание с фрагментом научнопопулярного текста или нормативного правового акта. Задание 17
направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно
воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде.
Задание 18 проверяет владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук, умение различать существенные и несущественные признаки ключевых
обществоведческих понятий, объяснять существующие между ними связи.
Задание 19 нацеливает на применение полученных знаний, в том числе
выявление связей социальных объектов, процессов и конкретизацию
(иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на
контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный
социальный опыт.
Задание 20 предполагает использование информации из
текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной
ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных,
прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.
Задание 21 предполагает анализ рисунка (графического изображения,
иллюстрирующего изменение спроса/предложения). Экзаменуемый должен
осуществить поиск социальной информации и выполнить задания, связанные
с соответствующим рисунком.
Задание-задача с порядковым номером 22 требует анализа
представленной информации, в том числе статистической и графической,
объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования
и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных
суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется
умение применять обществоведческие знания в решении познавательных
задач по актуальным социальным проблемам.
Задание 23 проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых
Конституцией Российской Федерации.
Составное задание 24–25 проверяет умение подготавливать доклад по
определённой теме.
Задание 24 требует составления плана развёрнутого ответа по
19
конкретной теме обществоведческого курса, а также привлечения изученных
теоретических положений общественных наук для объяснения
и конкретизации примерами различных социальных явлений.
План (задание 24) рассматривается как основа доклада по заданной
теме. Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты
заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного
российского общества и государства..
3.3 Итоговая практическая работа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА"АКТУАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ" С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НАОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
пп
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
3.
3.1
3.2
3.3
Наименование разделов и тем
10-11
класс
Введение. Единый государственный экзамен по
обществознанию: структура и содержание
экзаменационной работы
Актуальные вопросы содержания при подготовке к
ЕГЭ
Содержательные линии « Человек и обществ»:
ключевые понятия и трудные вопросы
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в
содержательных линиях «Человек. Познание»
«Социальные отношения»: обзор основных позиций,
сложные вопросы
Актуальные проблемы изучения содержательной линии
«Экономика»
Содержательная линия «Политика»: систематизация
знаний учащихся при изучении основных теоретических
вопросов
«Право»:
основные
теоретические
положения
содержательной линии и проблемные вопросы
Элементы
обществоведческой
подготовки,
проверяемые в рамках ЕГЭ
Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и
проверяемые умения
Общая характеристика заданий части 2. Особенности
заданий 17-25
Итоговая контрольная работа
Итого
20
Кол-во
часов
2
48
10
10
10
10
10
10
18
6
10
2
68