РП Актуальные вопросы истории 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
среднего общего образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23

Директор БМАОУ
СОШ №23

Протокол №1 от «30» августа
2023 г.

Н.А. Якорнова
Приказ № 188 от «30» августа
2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Актуальные вопросы истории»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
для обучающихся 11 класса

п.Кедровка 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Актуальные вопросы истории» составлена на
основе следующих документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 N-273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
• Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 N-413 (ред. от 29.06.2017) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
07.06.2012 N 24480) в действующей редакции;
• Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ
«Гимназия №31», утвержденной приказом директора МБОУ «Гимназия
№31» №97-Д от 31 августа 2020 года;
• Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля), утвержденного приказом директора МБОУ «Гимназия №31»
№179-Д от 30 августа 2018 года.
В последнее время для поступления в вузы все более востребованными
являются обществоведческие дисциплины, в том числе и история. Уровень
заданий ЕГЭ достаточно сложный, и для успешной сдачи экзамена необходима
дополнительная подготовка учащихся по истории.
Курс строится на основе учебников:
1. Россия в мире (в 2 частях). 10-11 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.,
Брандт М.Ю., Короткова М.В., Горинов М.М.; под редакцией Торкунова А.В.
2. Россия в мире. С древнейших времён до начала XX века. 11 класс.
Волобуев О.В., Абрамов А.В., Карпачев С.П. и другие
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки
старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории.
Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний
по модульным блокам: «История России с древности до конца XIV в.», «История
России с начала XV до конца XVI вв.», «История России XVII- XVIII вв.» (10
класс), «Россия в XIX вв.», «Россия в первой половине XX в.», «Россия во второй
половине XX в – начале XXI вв.» (11 класс).
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по
истории, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена
логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую
направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по истории очень важно не только владеть
2

содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых
строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому
после каждого модульного блока учащиеся прорешивают задания типа части А,
В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о
форме контрольно-измерительных материалов по истории, уровне ихсложности,
особенностях их выполнения и нацелены на отработку умений,проверяемых в
рамках ЕГЭ. Особый упор делается на изучение и отработку
базовых знаний дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков
исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить
единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их
характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений,
учащихся по истории России с древнейших времен до наших дней.
Задачи курса:
1. преобразовать содержания теоретического материала в более доступную
для восприятия форму;
2. освоить систематизированные знания об истории человечества,
сформировать целостное представление о месте и роли России во всемирноисторическом процессе;
3. раскрыть сущности исторических понятий разной степени сложности;
4. примененить социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач;
5. сформировать и развить умения сравнивать исторических деятелей,
определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям;
6. сформировать умения работать с историческими документами,
анализировать, извлекать нужную информацию;
7. воспитать гражданственность, национальную идентичность, развить
мировоззренческие убеждения учащихся на основе осмысления ими
исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных
традиций, нравственных и социальных установок, идеологических
доктрин;
8. сформировать историческое мышление – способность рассматривать
события и явления с точки зрения их исторической обусловленности,
сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и
личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Учебный план предусматривает изучение курса «Актуальные вопросы
истории» в 10 – 11 классах в объеме 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Личностные планируемые результаты
УУД
1. Самоопределение
(личностное,
жизненное,
профессиональное)

Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
1.1.
Сформированность
1.1.
Сформированность
российской
гражданской российской
гражданской
идентичности:
патриотизма, идентичности,
патриотизма,
уважения к Отечеству и своему уважения к своему народу,
народу, чувства гордости за свой чувства ответственности перед
край, свою Родину
Родиной, гордости за свой край,
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее многонационального
народа
России,
сформированность
уважения
государственных символов (герб,
флаг, гимн)
1.2.
Осознание
своих
1.2.
Сформированность
конституционных
прав
и гражданской
позиции
как
обязанностей, уважение закона и активного и ответственного
правопорядка
члена российского общества,
осознающего
свои
конституционные права и
обязанности, уважающего закон
и правопорядок
1.3.
Сформированность
1.3.
Обладание
чувством
самоуважения и «здоровой» «Я- собственного достоинства
концепции»
1.4. Устойчивая установка на
1.4. Принятие традиционных
принятие
гуманистических, национальных
и
демократических
и общечеловеческих
традиционных
ценностей гуманистических
и
многонационального российского демократических ценностей
общества
1.5.
Осознание
важности
1.5. Готовность к служению
служения
Отечеству,
его Отечеству, его защите
защиты

4

1.6.
Проектирование
собственных жизненных планов в
отношении
к
дальнейшей
профессиональной деятельности
с
учетом
собственных
возможностей, и особенностей
рынка труда и потребностей
региона

1.6.
Сформированность
осознанного выбора будущей
профессии, в том числе с
учетом потребностей региона,
и возможностей реализации
собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной
деятельности как возможности
участия в решении личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем

1.7.
Сформированность
1.7.
Сформированность
целостного
мировоззрения, мировоззрения,
соответствующего
соответствующего
Личностные
результаты
обучающихся
10 и 11 классов
УУД
10 класс
11 класс
современному уровню развития современному уровню развития
науки и общественной практики, науки и общественной практики,
учитывающего
социальное, основанного на диалоге культур,
культурное, языковое, духовное а также различных форм
многообразие современного мира общественного
сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире
2.
2.1.
Сформированность
2.1. Сформированность основ
Смыслообразование устойчивых
ориентиров
на саморазвития и самовоспитания
саморазвитие и самовоспитание в
соответствии
с
в
соответствии
с общечеловеческими ценностямии
общечеловеческими жизненными идеалами гражданского
ценностями и идеалами
общества
2.2.
Сформированность
2.2.
Готовность
и
самостоятельности в учебной, способность к самостоятельной,
проектной и других видах
творческой и ответственной
деятельности
деятельности
2.3. Сформированность умений
2.3.
Сформированность
сотрудничества
со навыков сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в возраста,
взрослыми
в
образовательной, общественно образовательной, общественно
полезной,
учебно- полезной,
учебноисследовательской, проектной и исследовательской, проектной и
других видах деятельности
других видах деятельности
2.4. Способность вести диалог с
2.4.
Сформированность
другими людьми, достигать внем толерантного
сознания
и
взаимопонимания,
находить поведения в поликультурном
общие цели и сотрудничать для мире, готовность и способность
их достижения
вести диалог с другими людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для
их достижения

5

2.5.
Сформированность
представлений о негативных
последствиях
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам для
личности и общества

УУД

3. Нравственноэтическая
ориентация

2.5.
Сформированность
способности
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам
и
другим негативным социальным
явлениям
2.6. Наличие потребности в
2.6. Принятие и реализация
физическом
ценностей
здорового
и
самосовершенствовании,
безопасного
образа
жизни,
занятиях
спортивно- наличие
потребности
в
оздоровительной
физическом
деятельностью,
неприятие самосовершенствовании,
вредных
привычек:
курения, занятиях
спортивноупотребления
алкоголя, оздоровительной
наркотиков
деятельностью,
неприятие
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
вредных
привычек:
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков
2.7.
Сформированность
2.7.
Сформированность
ответственного отношения к бережного, ответственного и
собственному физическому и компетентного отношения к
психологическому здоровью, как физическому и психологическому
собственному, так и других здоровью, как собственному, так
людей, владение основами
и других людей, умение
оказания первой помощи
оказывать первую помощь
2.8.
Способность
к
2.8.
Готовность
и
самообразованию и организации способность к образованию, в
самообразовательной
том числе самообразованию, на
деятельности для достижения протяжении всей жизни
образовательных результатов
2.9. Понимание необходимости
2.9.
Сформированность
непрерывного образования в сознательного отношения к
изменяющемся мире, в том числе непрерывному образованию как
в
сфере
профессиональной условию
успешной
деятельности
профессиональной
и
общественной деятельности
3.1. Освоение и принятие
3.1.
Сформированность
общечеловеческих
моральных нравственного
сознания
и
норм и ценностей
поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
3.2.
Сформированность
3.2.
Сформированность
современной
экологической экологического
мышления,
культуры, понимания влияния понимания влияния социальносоциально-экономических
экономических процессов на
процессов
на
состояние состояние
природной
и
природной среды
социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной
деятельности
6

3.3.
Принятие
семейной жизни

ценностей

3.4.
Сформированность
эстетического отношения к
продуктам, как собственной,
так и других людей, учебноисследовательской, проектной и
иных видов деятельности

3.3.
Сформированность
ответственного отношения к
созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни
3.4.
Сформированность
эстетического отношения кмиру,
включая
эстетику
быта,
научного
и
технического
творчества,
спорта,
общественных отношений

Метапредметные планируемые результаты
Универсальные
учебные действия

Метапредметные планируемые
результаты

Регулятивные универсальные учебные действия
Р1 Целеполагание Р1.1 Самостоятельно определять цели
деятельности, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
Р1.2 Ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях
Р2 Планирование Р2.1 Выбирать путь достижения цели,
планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные
затраты
Р2.2 Самостоятельно составлять планы
деятельности
Р2.3 Использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности
Р2.4 Выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях
Р3
Р3.1 Оценивать ресурсы, в том числе время и
Прогнозирование другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели
Р3.2 Организовывать эффективный поискресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели
Р3.3
Оценивать
возможные
последствия
достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали
Р4 Контроль и
коррекция
Р5 Оценка
Р6
Познавательная
рефлексия

Р4.1 Самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность
Р5.1 Сопоставлять полученный результат
деятельности с поставленной заранее целью
Р6.1 Владеть навыками познавательной рефлексии
как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их
достижения
7

Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)

Постановка и решение
учебных задач, в том
числе
технология
«перевернутый класс»
Поэтапное
формирование
умственных действий
Технология
формирующего
оценивания, в том
числе
прием
«прогностическая
самооценка»
Групповые
и
индивидуальное
проекты
Учебноисследовательская
деятельность
Кейс-метод
Учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи «Разрешение
проблем / проблемных
ситуаций», «Ценностносмысловые установки»,
«Рефлексия»,
«Самостоятельное
приобретение, перенос и
интеграция знаний»,
«Самоорганизация и
саморегуляция»

Р7 Принятие
решений

Р7.1 Самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей
Познавательные универсальные учебные действия
П8
П8.1 Искать и находить обобщенные способы
решения задач
Познавательные
П8.2 Владеть навыками разрешения проблем
компетенции,
П
8.3 Осуществлять самостоятельный поиск
включающие
методов решения практических задач, применять
навыки учебноисследовательско различные методы познания
П8.4 Решать задачи, находящиеся на стыке
й и проектной
нескольких учебных дисциплин
деятельности
П8.5
Использовать
основной
алгоритм
исследования при решении своих учебноУниверсальные
учебные действия

Метапредметные планируемые
результаты

8

Стратегии смыслового
чтения, в том числе
постановка вопросов,
составление
планов,
сводных таблиц, графсхем,
тезирование,
комментирование
Кейс-метод
Межпредметные
Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)

познавательных задач
П8.6 Использовать
основные
принципы
проектной деятельности при решении своих
учебно-познавательных
задач
и
задач,
возникающих в культурной и социальной жизни
П8.7
Выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения
П8.8 Менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности
П8.9 Проявлять способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности,
в
том
числе
учебноисследовательской и проектной деятельности
П8.10
Самостоятельно
применять
приобретенные знания и способы действий при
решении различных задач, используя знания
одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей, в том числе в учебноисследовательской и проектной деятельности
П8.11
Владеть
навыками
учебноисследовательской и проектной деятельности, а
именно:
П8.11.1 ставить цели и/или формулировать
гипотезу исследования, исходя из культурной
нормы и сообразуясь с представлениями обобщем
благе;
П8.11.2 оценивать ресурсы, в том числе и
нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
П8.11.3 планировать работу;
П8.11.4 осуществлять отбор и интерпретацию
необходимой информации;
П8.11.5 самостоятельно и совместно с другими
авторами разрабатывать систему параметров и
критериев
оценки
эффективности
и
продуктивности
реализации
проекта
или
исследования на каждом этапе реализации и по
завершении работы;
П8.11.9 осуществлять презентацию результатов;
П8.11.10 адекватно оценивать риски реализации

9

интегративные
погружения
Метод
ментальных
карт
Смешанное обучение,
в том числе смена
рабочих зон
Групповые
и
индивидуальные
проекты
Учебноисследовательская
деятельность
Учебнопознавательные
и
учебно-практические
задачи
«Самостоятельное
приобретение, перенос
и интеграция знаний»,
«ИКТкомпетентность»,
Учебные
задания,
выполнение которых
требует
применения
логических
универсальных
действий
Постановка и решение
учебных задач, в том
числе
технология
«перевернутый класс»
Постановка и решение
учебных
задач,
включающая
представление новых
понятий и способов
действий
в
виде
модели
Поэтапное
формирование
умственных действий
Технология
формирующего
оценивания

Универсальные
учебные действия

П9 Работа с
информацией

П10
Моделирование

Метапредметные планируемые
результаты

проекта
и
проведения
исследования
и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
П8.11.11 адекватно оценивать последствия
реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ);
П8.11.12 адекватно оценивать дальнейшее
развитие своего проекта или исследования,
видеть возможные варианты применения
результатов
П8.11.13 восстанавливать контексты и пути
развития того или иного вида научной
деятельности,
определяя
место
своего
исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
П8.11.14 отслеживать и принимать во внимание
тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать
их при постановке собственных целей;
П8.11.15
находить
различные
источники
материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
П8.11.16 вступать в коммуникацию с
держателями различных типов ресурсов, точно
и объективно презентуя свой проект или
возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества
П9.1 Осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задач
П9.2 Критически оценивать и интерпретировать
информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных
источниках
П9.3 Выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и
способов действия
П9.4 Осуществлять самостоятельную
информационно-познавательную деятельность
П9.5 Владеть навыками получения
необходимой информации из словарей разных
типов
П9.6 Уметь ориентироваться в различных
источниках информации
П10.1 Использовать
различные
модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных
источниках
10

Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)

Универсальные
учебные действия

Метапредметные планируемые
результаты

Типовые задачи по
формированию УУД
(метапредметные
технологии)

П11 ИКТкомпетентность

П11 Использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной
безопасности
Коммуникативные универсальные учебные действия
К12
К12.1 Осуществлять деловую коммуникациюкак
Сотрудничество
со сверстниками, так и со взрослыми (каквнутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации
исходя
из
соображений
результативности взаимодействия, а не личных
симпатий
К12.2 Учитывать позиции других участников
деятельности
К12.3 Находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений
другого
К12.4 Спокойно и разумно относиться к
критическим
замечаниям
в
отношении
собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития
К12.5 При осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.)
К12.6 Координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия
К12.7 Распознавать конфликтогенные ситуации
и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений
К12.8 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности
К13
К13.1 Развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием адекватных
Коммуникация
(устных и письменных) языковых средств

11

Дебаты
Дискуссия
Групповые и
индивидуальные
проекты
Кейс-метод
Постановка и решение
учебных задач, в том
числе технология
«перевернутый класс»
Смена рабочих зон
Учебноисследовательская
деятельность
Учебнопознавательные и
учебно-практические
задачи
«Коммуникация»,
«Сотрудничество»

•
•

•

•
•

•
•
•
•

Предметные планируемые результаты
В результате изучения курса обучающийся научится:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически
анализировать
источник
исторической
информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема) и определять время, место,
обстоятельства, причины создания источника, позицию автора;
различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,
используя для аргументации исторические сведения;
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с
родовым и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
социальных явлений и историческими терминами, понятиями;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие
предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте
исторические термины и понятия.

В результате изучения курса обучающийся получит возможность
научиться:
• демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события
российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные
особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
• устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу
мировой культуры;
• определять место и время создания исторических документов;
• проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической
деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных
стран;
• характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем
отечественной и всемирной истории;
• понимать объективную и субъективную обусловленность оценок
российскими и зарубежными историческими деятелями характера и
12

•

•
•
•
•

•
•
•

значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитическихсобытий,
войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и
времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и
др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и
поступки исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории
России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников,
знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.

Предполагаемые результаты изучения курса:
• учащиеся систематизируют и обобщат знания курса истории России;
• научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней
сложности;
• успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ»
10 класс
1. Устроители Земли Русской.
1.1. Владимир Святославович.
Личность Владимира. Создание системы оборонительных рубежей.
Богатырские заставы. Дипломатическая борьба вокруг крещения.Историческое
значение Крещения Руси и роль Владимира.
1.2. Ярослав Мудрый.
Личность Ярослава, опенка его в различных источниках. Русь при Ярославе.
Хозяйство, «Русская Правда», строительство нового Киева. «Святая София».
Развитие культуры и образования. Борьба с печенегами, международные
контакты Руси.
1.3.Владимир Мономах.
Личность князя по различным источникам. Русь при Владимире Мономахе.
Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами.
13

Владимир на киевском престоле. «Поучение детям» и «Устав» - памятники
прошлого.
2. Защитники Земли Русской.
2.1. Александр Невский.
Личность Александра Ярославича, оценка личности в различных
исторических источниках. Александр и Орда. Борьба с западными врагами:
шведами и немецкими рыцарями. Значение деятельности Александра Невского
для Руси.
2.2. Дмитрий Донской.
Историки о личности Дмитрия Ивановича. Русь при Донском. Борьба с
Ордой. Куликовская битва. Отражение битвы и личности Дмитрии в летописях,
повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.
3. Реформаторы XVI - XVII веков.
3.1. Иван III.
Личность Ивана III и его влияние на жизнь в государстве. Первый «великий
князь всея Руси». Создание единой системы управления, армии, финансов.
Судебник 1497 г. - важнейший документ времени правления Ивана III.
Отношения с Западом. Женитьба на Софье Палеолог. Отношение к церкви.
Историки об Иване III и времени его правления.
3.2. Адашев и Сильвестр.
Деятели Избранной Рады. Личности приближенных Ивана IV. Значение их
деятельности. Их судьба после падения Избранной Рады. Освещение их
деятельности в литературе.
3.3. Патриарх Филарет.
Выдающаяся личность своего времени и его роль в жизни церкви и
государства. Освещение личности Филарета и его деятельности в различных
источниках.
3.4. Царь Алексей Михайлович.
Личность царя. Окружение царя и влияние на монарха. Начало складывания
абсолютной монархии. Начало преобразований в управлении государством и
армией. Историки о личности Алексея Михайловича и его царствовании.
3.5. Патриарх Никон.
Личность Никона и его оценка в различных источниках. Церковная реформа.
Противники Никона. Падение Никона. Значение деятельности Никона для
церкви и государства.
4. Спасители Отечества в начале XVII века.
4.1. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
14

Характеристика личностей руководителей II ополчения. Второе ополчение
и борьба против польских интервентов. Освобождение Москвы. Памятники
спасителям Отечества.
Минин и Пожарский - национальные герои. Историческая литература о
спасителях Отечества.
5. «Птенцы гнезда Петрова».
5.1. Пётр I и его окружение – создатели великой державы.
5.2. Фёдор Апраксин. Франц Лефорт. Борис Шереметев. Александр
Меньщиков. Фёдор Ромодановский. Ягужинский. Остерман.
5.3. «Птенцы гнезда Петрова». Российская историография об эпохе Петра I,
его окружении. Влияние сподвижников Петра на дела в государстве. Судьба
сподвижников Петра I.
6. Женщины на русском престоле.
6.1. Екатерина I.
Личность Екатерины I и приход её к власти. Продолжение политики Петра
I. Историки о Екатерине I и времени её царствования.
6.2. Анна Иоанновна.
Герцогиня Курляндская и её личность. Коронация и время правления.
Бироновщина. Историки о времени правления Анны Иоанновны.
6.3. Елизавета Петровна.
Личность Елизаветы Петровны и освещение её личности в исторической
литературе. Елизаветинское время. Правление фаворитов, двор императрицы.
Значение её деятельности для государства.
6.4. Екатерина II.
Похитительница российского трона. Великая правительница. Личность
Екатерины II и освещение её в исторической литературе. Фавориты и политики.
Либеральный курс. Начало реакции после пугачёвского восстания.
Екатерининская Россия. Августейшая бабушка. Значение длительности
Екатерины II для Российского государства.
7. XIX век и три Александра.
Александр I.
Личность Александра I и освещение этой темы и исторической литературе.
Александр I и его «молодые друзья». Попытки реформ. Вопросы о введении
конституции, отмене крепостного права. Указ о вольных хлебопашцах.
Александр I и М.М. Сперанский. Отход Александра I от реформаторских
замыслов. Аракчеев. Падение популярности Александра I. Оценка правления
Александра I в исторической литературе.
Александр II.
15

Личность Александра II. Современники об императоре. Великие реформы и
их значение для российской империи. Окружение Александра II. Оценка
правления, деяний и личности Александра II в исторической литературе.
Александр III.
Вступление на престол. Личность Александра III. Переход к политике
укрепления самодержавия. Политическая реакция. Оценка деятельности
императора Александра III в исторических документах.
11 КЛАСС
Тема «Россия в первой половине XX века»
Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале XX в.
Русско-японская война. Особенности экономического развития России в начале
XX в. Социальный состав населения. Политическое развитие. Николай II –
последний российский император. Необходимость модернизации. Реформы С.
Ю. Витте. Русско-японская война. Портмутский мирный договор. Образование
первых в России политических партий.
Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А. Причины революции. Основные
события революции. Деятельность I и II Думы. Итоги первой русской
революции. Реформы П. А. Столыпина.
Культура в начале XX века. Серебряный век русской культуры. Развитие
образования и науки. Выдающиеся писатели и поэты Серебряного века.
Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка.
Россия в Первой мировой войне. Причины первой мировой войны,
участники. Позиция большевиков. События на фронтах первой мировой войны.
«Прогрессивный блок». Влияние войны на ситуацию в стране.
Великая российская революция. Февральская революция 1917 года:
причины, участники. От Февраля к Октябрю. Двоевластие. Октябрьская
революция. Провозглашение и утверждение советской власти. II съезд Советов,
первые декреты.
Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917-1920 гг.
Гражданская война. Первые мероприятия Советской власти. Разгон
Учредительного собрания. Брестский мир. Политика «военного коммунизма».
Гражданская война: причины, участники, основные события. Интервенция.
Итоги гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг. Переход к новой экономической
политике. Суть НЭПа. Образование СССР. Политическая жизнь в 20-е – 30-е гг.
Внутренняя борьба. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Ускоренная
модернизация: индустриализация, коллективизация. Культурная революция.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. СССР накануне войны.
Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны. Война с Японией.
16

Героизм советских людей во время войны. Партизанское движение.
Антигитлеровская коалиция. Итоги Великой Отечественной войны.
Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XX вв.». Проверка
уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ» С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ
10 класс (34 часа)
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого:

Количество
часов

Тема

Устроители Земли Русской
Защитники Земли Русской
Реформаторы XVI - XVII веков
Спасители Отечества в начале XVII века
«Птенцы гнезда Петрова»
Женщины на русском престоле
XIX век и три Александра
Итоговое занятие

6
3
9
4
3
5
3
1
34

11 класс (34 часа)
№
п/п

Наименование тем курса

Кол-во часов

Тема «Россия в первой половине XX века» 34 часа
Социально-экономическое и политическое развитие
4
страны в начале XX в. Русско-японская война.
2 Революция 1905-1907 гг. Столыпин П. А.
4
3 Культура в начале XX века
4
4 Россия в Первой мировой войне.
4
5 Великая российская революция.
4
6 Внутренняя и внешняя политика советского
4
правительства в 1917-1920 гг. Гражданская война.
7 Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.
4
8 Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
6
Итого
68
Имеющееся в кабинете оборудование позволяет реализовать программу
учебного курса «Актуальные вопросы истории» в полном объеме.
1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».