РП Функциональная грамотность 5-9 КЛАСС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
основного общего образования
«РАССМОТРЕНО»
на заседании Педагогического
совета БМАОУ СОШ№23
Протокол №1
от 30.08.23 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор БМАОУ СОШ№23
_________ Н.А.Якорнова
Приказ № 188
От «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
5-9 классы

п.Кедровка 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская

Естественнонаучная
находит и извлекает находит и извлекает находит и извлекает
информацию из раз- математическую ин- информацию о естеличных текстов
формацию в различ- ственнонаучных явном контексте
лениях в различном
контексте

Финансовая

6 класс
Уровень
понимания и
применения

применяет извлеченную из текста
информацию для
решения разного
рода проблем

Применяет математические знания для
решения разного
рода проблем

объясняет и описывает естественнонаучные явления на
основе имеющихся
научных знаний

Применяет финансовые знания для
решения разного
рода проблем

7 класс
Уровень
анализа и
синтеза

анализирует и интегрирует информацию, полученную из
текста

Формулирует математическую проблему на основе
анализа ситуации

распознает и исследует личные, местные, национальные,
глобальные естественнонаучные
проблемы в различном контексте

анализирует
информацию в
финансовом
контексте

8 класс
Уровень
оценки
(рефлексии)
в рамках

Оценивает форму и
Содержание текста
в рамках предметного содержания

интерпретирует и
оценивает математические данные в
контексте лично
значимой ситуации

интерпретирует и
оценивает личные,
местные, национальные,

Оценивает финансовые проблемы в
различном контексте

5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

Математическая

находит и извлекает
финансовую информацию в различном
контексте

Глобальные
компетенции
рассматривает вопросы и ситуации
местного, глобального и межкультурного значения
овладевает навыками, необходимыми для жизни во
взаимосвязанном
мире; использует
знания о мире и
критически мыслит
при рассуждении о
глобальных событиях
способен задавать
вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную
позицию
способен понимать
и ценить различные
точки зрения и мировоззрения;

Креативное
мышление
генерирует новые
идеи на основе существующей информации, например, текста или
изображения;
практикуется в
творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой
сказки

умеет использовать
свое воображение
для выработки и совершенствования
идей, формирования
нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше
развивает воображение и фантазию,
творческую активность детей.

предметного
содержания

9 класс
Уровень
оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания

оценивает
форму и
содержание
текста в рамках
метапредметного
содержания

интерпретирует и
оценивает математические результаты в контексте
национальной или
глобальной ситуации

глобальные естественнонаучные
проблемы в
различном контексте в рамках предметного содержания
интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания

Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит
прогнозы, предлагает пути решения

способен наладить
позитивное взаимодействие с людьми
разного национального, этнического,
религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию.

Личностные
Грамотность
Читательская
5-9
классы

Математическая

Естественнонаучная
Оценивает содер- Объясняет гражОбъясняет гражданжание прочитанданскую позицию скую позицию в
ного с позиции
в конкретных
конкретных ситуанорм морали и об- ситуациях общециях общественной
щечеловеческих
ственной жизни на жизни на основе
ценностей; форму- основе математиестественнонаучных
лирует собственческих знаний с
знаний с позиции
ную позицию по
позиции норм мо- норм морали и оботношению к про- рали и общечелощечеловеческих
читанному
веческих ценноценностей
стей

Финансовая

Глобальные
компетенции
Оценивает финан- изучает местные, глобальные
совые действия в
проблемы и вопросы межкульконкретных ситуа- турного взаимодействия, понициях с позиции
мает и оценивает различные
норм морали и
точки зрения и мировоззрения,
общечеловеческих успешно и уважительно взаиценностей, прав и модействует с другими, а также
обязанностей
действует ответственно для
гражданина
обеспечения устойчивого развистраны
тия и коллективного благополучия.

Креативное
мышление
Умеет использовать
свое воображение для
выработки и совершенствования идей,
формирования нового
знания, решения задач, с которыми он не
сталкивался раньше.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
5 класс
№
1

3

Тема занятия
Основная тема в фольклорном произведении.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля
Работа с текстом

4
5
6
7
1

Типы текстов
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения
Работа со сплошным текстом
Газетная утка

2

Солнечные дети

2

Содержание занятия
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.
Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его
частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
Работа со сплошным текстом.
Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru
Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах. Ролевая игра.
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Круглый стол.
Квест, конкурс.
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Ролевая игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
6 класс
№
1

4

Тема занятия
Основная тема и идея в эпическом произведении
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени
Сопоставление содержания художественных текстов
Работа с текстом

5

Типы текстов

2
3

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

Формы деятельности
Беседа, конкурс.

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях
времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

Круглый стол. Ролевая игра.
Работа в парах,
игра в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Круглый стол, дискуссия.

6
7

Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Вещества и материалы

2

Социальная реклама

Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru)
Открытый банк заданий 2020
http://skiv.instrao.ru

Квест, игра «Что? Где? Когда?».
Беседа, дискуссия в формате
свободного обмена мнениями.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
7 класс
№
1

3

Тема занятия
Основная тема и идея в лирическом произведении
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Работа с текстом

4

Типы текстов

5

Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста
Типы задач на грамотность
Регенеративная медицина
Такой разный звук

2

6
1
2

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в лирическом произведении.
Поэтический текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля.
Общественная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего использования?
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста,
предложенного для анализа.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.
Задание 3,
(https://media.prosv.ru/content/situation/28/)
Задание 1,
(https://media.prosv.ru/content/situation/73/)

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.
Беседа, круглый стол, ролевая
игра
Квест, дискуссия, круглый стол.
Деловая игра
Квест, круглый стол.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
8 класс
№
1
2

Тема занятия
Основная тема и идея в драматическом
произведении
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля

Содержание занятия
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля.
Деловые ситуации в текстах.

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах.

3
4
5
6
7
1
2

Работа с текстом

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?
Типы текстов
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в тексте
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация)
Видеть глазами души Видеть глазами души
(https://media.prosv.ru )
Практическая работа Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа
рэш.фг).

Беседа, круглый стол.
Квест, дискуссия.
Квест, круглый стол.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.
Тестирование.

Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.)
9 класс
№
1

3

Тема занятия
Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Работа с текстом

4

Типы текстов

5

Составление плана на основе исходного
текста
Типы задач на грамотность

2

6
7
1

Содержание занятия
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи.
Работа со смешанным текстом.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация).
Кир Булычев «Новости Кир Булычев «Новости будущего
будущего века»
века»
(отрывок)
(https://media.prosv.ru/content/situation/145/)

Формы деятельности
Беседа, конкурс.
Работа в парах, дискуссия
Квест, круглый стол.
Деловая игра, круглый стол
Работа в группах, соревнование
в формате КВН.
Квест, круглый стол.
Деловая игра
Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Практическая работа Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа
рэш.фг).

Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (8ч.)
5 класс
№
1

Тема занятия
Счет и десятичная система счисления

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца

3
4

Задачи на переливание и взвешивание
Логические задачи

5

Первые шаги в геометрии

6

Размеры объектов окружающего мира

7

Комбинаторные задачи

8

Проведение рубежной аттестации.

Содержание занятия
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц
до Вселенной), длительность процессов окружающего мира
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Беседа, обсуждение, практикум.
Обсуждение, практикум,
брейн-ринг.
Урок-исследование.
Беседа, обсуждение практикум.
Игра, урок-исследование,
брейн-ринг, конструирование.
Обсуждение, урок-практикум,
моделирование.
Урок-практикум.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.)
6 класс
№
1
2

Тема занятия
Числа и единицы измерения
Вычисление величины

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом
Инварианты: задачи на четность

4

Содержание занятия
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на
пары)

Формы деятельности
Игра, обсуждение, практикум.
Исследовательская работа, урок
практикум.
Обсуждение, урок-практикум,
соревнование.
Урок-игра, урок-исследование.

5
6
7
8
9.

Решение логических задач
Графы и их применение в решении задач
Геометрические задачи на построение и
на изучение свойств фигур
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики
Проведение рубежной аттестации.

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы,
диаграммы, вычисление вероятности
Проведение рубежной аттестации

Урок-игра
Обсуждение, урок-практикум.
Беседа, урок-исследование,
моделирование.
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.)
7 класс
№
1
2
3
4

5
6
7
8
9

Тема занятия
Арифметические и алгебраические выражения
Моделирование изменений окружающего
мира с помощью линейной функции
Задачи практико-ориентированного
содержания
Геометрические задачи на построения и на
изучение свойств фигур

Содержание занятия
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений.
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции.
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на
совместную работу.
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания.
Решение задач на вероятность событий
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.
Элементы теории множеств
Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики.
Статистические явления, представленные в Статистические явления, представленные в различной форме:
различной форме
текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы
Решение задач исследовательского характера Решение геометрических задач исследовательского характера.
Проведение рубежной аттестации.
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Обсуждение, практикум.
Исследовательская работа, урок
практикум.
Обсуждение, урок-практикум.
Обсуждение, урок-практикум,
урок-исследование.
Урок-игра, урок-исследование.
Урок-исследование.
Обсуждение, урок-практикум,
проект, игра.
Исследовательская работа.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.)
8 класс
№
1

Тема занятия
Работа с информацией

2

Вычисление расстояний на местности

3

Квадратные уравнения

Содержание занятия
Формы деятельности
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаПрактикум
грамм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и Беседа. Исследование.
применение формул в повседневной жизни.
Квадратные уравнения, неаналитические методы решения
Практикум

4

Алгебраические связи между элементами
фигур

5

Математическое описание зависимости
между переменными
Интерпретация трёхмерных изображений
Определение ошибки измерения

6
7
8
9.

Решение типичных математических задач
.
Проведение рубежной аттестации

Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство.
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах.
Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации

Проектная работа
Обсуждение. Урок-практикум
Моделирование
Урок-исследование.
Урок-практикум.
Тестирование.

Модуль «Основы математической грамотности»
9 класс
№
1

Тема занятия
Представление данных в виде таблиц

2
3
4
5

Представление данных в виде диаграмм
Построение мультипликативной модели
Задачи с лишними данными
Решение типичных задач через систему
линейных уравнений
Количественные рассуждения

6

7
8

Решение стереометрических задач
Вероятностные, статистические явления и
зависимости

Содержание занятия
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.

Формы деятельности
Беседа. Обсуждение. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Моделирование. Практикум.
Обсуждение. Исследование.
Исследование. Выбор способа
решения. Практикум.
Обсуждение. Практикум.
Обсуждение. Практикум.
Исследование. Интерпретация
результатов в разных контекстах.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
5 класс
№
1
2
3
4

Тема занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?

Содержание занятия
Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.
Игра, круглый стол.

5
6
1

Кто такие мошенники?
Личные деньги
Человек и природа

2
3

Здоровье как ценность
Традиции и обычаи

Кто такие мошенники?
Круглый стол, игра, квест.
Личные деньги
Беседы, диалоги, дискуссии.
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отно- Беседы, диалоги, дискуссии.
шение к живой природе)
Здоровье как ценность
Круглый стол, игра.
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентифика- Игра, экскурсия.
ции с определённой культурой)

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
6 класс
№
1

Тема занятия
Удивительные факты и истории о деньгах

2

Откуда берутся деньги?

3

Собственность и доходы от нее

4
5
1
2
3

Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги?
Права человека как ценность
Семья
Глобальные проблемы

Содержание занятия
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?
Права человека как ценность
Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка)
Основные причины возникновения глобальных проблем

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии.
Викторина, квест, квиз
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
7 класс
№
1
2

Тема занятия
Что такое налоги ь?
Виды налогов

3

Что такое государственный бюджет?

4
5

Виды социальных пособий
История возникновения банков

6

Вклады: как сохранить и приумножить?

Содержание занятия
Что такое налоги и почему мы их должны платить?
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в
вашей семье? Пеня и налоговые льготы.
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы?
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу.
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё
про кредит.
Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой
безопасный Банк в кармане.

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Круглый стол, игра, дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.

1

Права человека

2
3

Семья
Образование как ценность и право

Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства)
Семья (аспект: роль семьи в жизни общества)
Образование как ценность и право

Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
8 класс
№
1
2
3

Тема занятия
Потребление или инвестиции?
Как сберечь личный капитал?
Бизнес и его формы

Содержание занятия
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.

4
5
6

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
Бизнес подростков и идеи
Кредит и депозит

1

Комплексное задание «Говорим на одном
языке»

2

Комплексные задания «Футбол и дружба»

3

Комплексное задание «Самоуправление в
школе»

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные
с ними.
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер,
отражая позиции «традиции и обычаи» (аспект: многообразие культур и идентификация с определенной культурой) и «семья и
школа» (аспект: роль семьи и школы в воспитании и образовании
ребенка).
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие; отражает тему «традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога).
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие; отражает тему «передача социального опыта, воспитание и самовоспитание»

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.
Круглый стол, игра.
Викторина, круглый стол, дискуссии
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, диалоги, дискуссии
Проект, игра.
Беседы, диалоги, дискуссии.

Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.)
9 класс
№
1

Тема занятия
Ценные бумаги

Содержание занятия
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.

Формы деятельности
Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Риски акций и управление ими

3
4

Паевые инвестиционные фонды
Инвестиционное профилирование.

5
6

Участники страхового рынка
Государственное и негосударственное
пенсионное страхование
Комплексное задание «Этичная одежда»

1

2

Комплексное задание «Олимпийская команда беженцев»

3

Комплексное задание «Экологичная
обувь»

Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и
брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного
портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц.
Государственное и негосударственное пенсионное страхование.

Круглый стол, игра.

Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.
Содержательный контекст комплексного задания представляет
межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер,
отражая позиции «традиции и обычаи».
Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях.

Беседы, диалоги, дискуссии.

Круглый стол, дебаты
Круглый стол, игра, квест.
Беседы, викторина, квест, квиз
Дебаты, беседы.

Круглый стол, игра.
Игра, экскурсия.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.)
5 класс
№

Тема занятия

1
2

Звуковые явления
Устройство динамика

3
4
5

Движение и взаимодействие частиц
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе

6
7

Земля, внутреннее строение Земли
Атмосфера Земли

8

Уникальность планеты Земля

Содержание занятия
Звуковые явления
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и
его воздействие на человека.
Строение вещества
Признаки химических реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля и земная кора. Минералы
Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Живая природа
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни
на Земле. Свойства живых организмов.

Формы деятельности
Демонстрация записей звуков
Наблюдение физических явлений.
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.
Работа с коллекциями минералов и горных пород.
Беседа. Презентация.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.)
6 класс
№

Тема занятия

1
2
3

Тело и вещество
Масса
Строение вещества

4
5

Тепловые явления
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.

6
7

Представления о Вселенной
Модель солнечной системы

8
9.

Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Содержание занятия
Строение вещества
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества
Масса. Измерение массы тел.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома.
Тепловые явления
Тепловое расширение тел.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Земля, Солнечная система и Вселенная
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Живая природа
Царства живой природы
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Наблюдения
Лабораторная работа
Моделирование
Презентация
Проектная работа
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
Квест
Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.)
7 класс
№

Тема занятия

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых
телах.

2
3
4

Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля
Деформация тел

5

Атмосферные явления

6

Давление воды в морях и океанах

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение
твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и
твёрдых телах.
Механические явления. Силы и движение
Механическое движение. Инерция
Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов.
Земля, мировой океан
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо.
Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.
Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование
подводных дронов.

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация моделей
Демонстрация моделей
Лабораторная работа
Посещение производственных
или научных лабораторий
Проектная деятельность

7
8
9

Биологическое разнообразие
Внешнее строение дождевого червя, мол- Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
люсков, насекомых
Внешнее и внутреннее строение рыбы
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.)
8 класс
№
1
2
3
4
5
6.
7.
8.

Тема занятия

Содержание занятия
Структура и свойства вещества (электрические явления)
Занимательное электричество.
Занимательное электричество
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
Магнетизм и электромагнетизм.
Магнетизм и электромагнетизм.
Плотины. Гидроэлектростанции
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски
при строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
Внутренняя среда организма. Кровь.
Внутренняя среда организма. Кровь.
Иммунитет. Наследственность.
Иммунитет. Наследственность.
Системы жизнедеятельности человека.
Системы жизнедеятельности человека.
Рубежная аттестация
Проведение рубежной аттестации.

Формы деятельности
Беседа. Демонстрация моделей
Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.
Проектная работа
Обсуждение. Исследование.
Проектная работа
Тестирование.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.)
9 класс
№

Тема занятия

1
2

Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.

3

Изменения состояния веществ.

4

Физические явления и химические превращения

Содержание занятия
Структура и свойства вещества
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Химические изменения состояния вещества
Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений.
Наследственность биологических объектов

Формы деятельности
Демонстрация моделей. Дебаты
Беседа. Демонстрация моделей.
Презентация. Учебный эксперимент. Исследование.

5

Размножение организмов

6

Вид и популяции

7

Закономерности изменчивости

8

Потоки вещества и энергии в экосистеме

9

Антропогенное воздействие на биосферу

Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов.
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов.
Экологическая система
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования.

Беседа. Демонстрация моделей.
Учебный эксперимент.
Наблюдение явлений.

Демонстрация моделей.
Моделирование.

План изучения модулей функциональной грамотности
Класс
5
6
7
8
9
10

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ
ЧГ, КР (7+2)
ЕН (9)
ЕН (9)
ФГ, ГК (6+2)
МГ (9)
ЧГ, КР (6+3)

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ
МГ (8)
ЧГ, КР (7+2)
ЧГ, КР (6+2)
ЕН (8)
ФГ, ГК (6+2)
МГ, ГК (5+3)

ЯНВАРЬ-МАРТ
ФГ, ГК (6+3)
МГ (9)
МГ (9)
ЧГ, КР (7+2)
ЕН (9)
ФГ, КР (5+4)

АПРЕЛЬ-МАЙ
ЕН (8)
ФГ, ГК (5+3)
ФГ, ГК (6+2)
МГ (8)
ЧГ, КР (7+2)
ЕН, ГК (5+3)

Используемые интернет-ресурсы
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности.
Диагностические работы Министерства просвещения РФ
https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение
https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5.ЯКласс https://www.yaklass.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».