Трудные случаи орфографии и пунктуации

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Березовского городского округа
БМАОУ СОШ № 23
Приложение
к основной общеобразовательной
программе – образовательной программе
основного общего образования

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
Педагогического совета
БМАОУ СОШ№23

Директор БМАОУ
СОШ №23

Протокол №1 от «30»
августа 2023 г.

Н.А. Якорнова
Приказ №188 от «30»
августа 2023 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений
для обучающихся 9 классов

п.Кедровка 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации» для
учащихся 9 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N
1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки
Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября
2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;;
-Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года
№1312(в редакции приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241, от 03.06.2011 №1994,
от 22.09.2011 №2357.
Программа курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначена для
обучающихся 9 класса средней (полной) школы и может быть использована для углубления
тем орфографии и пунктуации. Данный курс позволяет на практике осуществить один из
основных принципов общего среднего образования –принцип гуманизации и более
глубокого изучения родного языка.
Преподавание курса предусматривает внедрение современных содействующих
эффективному развитию творческого потенциала учащихся. При изучении курса
предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность,
дискуссии. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития
компетентности у учащихся.
Цель программы «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации»: углубление и
систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры,
расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
• углубить знания учащихся по разделам русского языка (фонетики,лексики,
морфологии, словообразования);
• сформировать навыки грамотного письма;
• обучить анализу текста и его интерпретации;
• сформировать умение создавать связное высказывание, определять авторскую
позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям
окружающей
действительности,
использовать
в
речи
разнообразные
грамматические формы и лексическое богатство языка;
• привить навыки правки текстов.
Элементы педагогических технологий:
1.Личностно-ориентированное обучение
2. Здоровьесберегающая технология
3. Проблемное обучение
4. Тест-технология
5. Сотрудничество
6. Блочно-модульная технология
7. ИКТ
Рабочая программа «Трудные случаи русской орфографии и пунктуации» рассчитана
на 34 часа по 1 часу аудиторных занятий в неделю.

На каждом занятии предусматривается комплексный подход:
1. теоретическая часть (повторение правил, изучение сложных случаев правописания,
определение этапов создания текста).
2. практическая часть (выполнение упражнений разных видов, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности,
сформировать устойчивые навыки грамотного письма).
Основные принципы отбора материала: научность, доступность, системность,
практическая направленность.
Формы обучения: лекции, практикумы.
Методы обучения: поисковый, метод анализа орфограмм, сложных случаев написания,
текстов.
Приёмы обучения: комментированное письмо, тестирование, рецензирование.
Планируемый результат:
В результате обучения по данной программе учащийся должен иметь представление:
•о коммуникативной функции языка;
•о литературном языке как основе художественной литературы;
•о языковых нормах и их признаках.
Знать:
•смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста,
идея, проблема, авторская позиция, стили речи и их признаки;
•особенности жанра рассуждения;
•признаки текста и его функционально смысловые типы;
•основные единицы языка, их признаки;
•основные нормы русского литературного языка;
•основные нормы речевого этикета.
Уметь:
•различать стили речи;
•проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
•вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
•определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к
фактам и явлениям окружающей действительности;
•подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать
собственное мнение, свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
•осуществлять речевой самоконтроль;
•находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
•оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и
пунктуационными нормами русского языка;
•извлекать необходимую информацию из различных источников;
•применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях
общения.

Содержание дополнительной общеразвивающейпрограммы научноестественной
направленности «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Орфография (17 часов)
▪

Цели и задачи. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии.
Основные вопросы письма и правописания (2 ч.)
▪ Сложные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики (2 ч.)
▪ Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных
позициях . Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих
и «Ц». (1 ч)
▪ Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме. (2
ч).
▪ Сложные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в
составе значимых частей слова Понятие «орфографический принцип».
Морфологический
принцип
русского
правописания.
Отступления
от
морфологического
принципа
правописания.
Фонетические
написания.
Традиционные и дифференцирующие написания морфолого-графических
графических аналогий». Фонетические, традиционные и дифференцирующие
написания. (1 ч).
▪ Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных
позициях. Варианты формулировок правил. (1 час)
▪ Правописание О, Ё в сильной позиции после букв «ж», «ш»,» щ» и «ч» (1 ч).
▪ Морфологический минимум. Правописание слов с Н – НН. (1 ч).
▪ Сложные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных
букв (1 час)
▪
Сложные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и
раздельным написанием. Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний.
Сложные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным
написанием (2 ч.)
▪ Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания
НЕ с различными частями речи. (1 ч.)
▪ Сложные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей
речи. (1 ч).
▪ Творческая работа. (1 ч).
Пунктуация (20 ч)
▪ Сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации.
Основные функции пунктуационных знаков. (2 ч).
▪ Трудные случаи пунктуации. Принципы русской пунктуации. Пунктуационный
анализ текста. (2 ч)
▪ Трудные случаи расстановки двоеточия в простых, сложных предложениях. (1)
▪ Пунктуационный анализ текста с двоеточием. Роль двоеточия в системе знаков
препинания. (2 ч).
▪ Употребление тире в простых и сложных предложениях. Корректорская работа.
(1).
▪ Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях, грамматически не
связанных со структурой основного предложения. (1 ч).

▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪
▪

Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных союзных и бессоюзных
предложениях. (1 ч)
Пунктуационный анализ текста художественного стиля, роль знаков препинания в
нём. (1 ч).
Пунктуационный анализ текста научного о стиля, роль знаков препинания в нём.
(1 ч).
Трудные случаи оформления прямой речи, косвенной речи, цитирований. (1 ч).
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в
бессоюзном сложном предложении. (1 ч).
Грамматико-интонационный анализ и выбор знаков препинания внутри сложной
синтаксической конструкции. (1 ч).
Словоупотребительные нормы. Преодоление речевых ошибок. Редактирование. (1
ч).
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью,
общей стилистической направленностью, единым эмоциональным настроем. (1 ч).
Итоговая работа. (1 ч).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

1
2

3

4
5

Тема

Количество часов

Орфография (17 часов)
Цели и задачи курса. Основные
2
задачи письма и правописания.
Сложные вопросы орфографии,
2
связанные с особенностями
русской графики. Соотношение
между русской фонетикой и
графикой. Основные
орфографические правила.
Выбор гласных после шипящих
2
и «ц». Употребление букв «е» и
«э» в различных позициях.
Варианты формулировок правил
после шипящих и «Ц».
Функции Ъ и Ь знаков.
1
Сложные вопросы орфографии,
1
связанные с буквенным
обозначением фонем в состав
езначимых частей слова.
Понятия:
«орфографический принцип»,
«морфологический принцип»,
«принцип морфологографических
аналогий».Фонетические,
традиционные и
дифференцирующие написания.

Форма контроля
Рефлексия.
Тест.

Тест.

Диктант
Тест.

6

7

8
9

10

11

13

14

15

16

17

18

19

20

Выбор гласных после шипящих
и «ц». Употребление букв «е» и
«э» в различных позициях.
Варианты формулировок
правил.
Правописание О, Ё в сильной
позиции после букв «ж», «ш»,»
щ» и «ч»
Морфологический минимум.
Правописание слов с Н – НН.
Сложные вопросы
орфографии, связанные с
употреблением строчных
и прописных букв.
Сложные вопросы
орфографии, связанные со
слитным, дефисным и
раздельным написанием.
Общие принципы
слитных, дефисных и
раздельных написаний.
Грамматико- семантический
анализ при выборе слитного и
раздельного написания НЕ с
различными частями речи.
Сложные вопросы
орфографии, связанные с
правописанием
служебных частей речи.
Творческая работа.

1

Диктант

1

Тест

1

Тест.

1

Диктант.

1

Тест

1

Диктант

1

Словарный диктант

1

Творческая работа
«Я работаю
корректором»

Пунктуация (20 ч)
Сведения из истории русской
2
пунктуации. Принципы русской
пунктуации. Основные функции
пунктуационных знаков.
Трудные случаи пунктуации.
2
Принципы русской пунктуации.
Пунктуационный анализ текста.
Трудные случаи расстановки
2
двоеточия в простых, сложных
предложениях.
Пунктуационный анализ текста
1
с двоеточием. Роль двоеточия в
системе знаков препинания.
Употребление тире в простых и
1
сложных предложениях.
Корректорская работа.
Трудные случаи постановки
1
знаков препинания в
конструкциях, грамматически не

Пунктуационный
анализ текста.
Пунктуационный
анализ.
Тест.
Пунктуационный
анализ.
Пунктуационная
игра «Гонка за
лидером»
Пунктуационный
анализ.

21

22

23

24

25

26

27

28

связанных со структурой
основного предложения.
Трудные случаи постановки
знаков препинания в сложных
союзных и бессоюзных
предложениях.
Пунктуационный анализ текста
художественного стиля, роль
знаков препинания в нём.
Трудные случаи оформления
прямой речи, косвенной речи,
цитирований.
Семантико-интонационный
анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Грамматико-интонационный
анализ и выбор знаков
препинания внутри сложной
синтаксической
конструкции.
Слово употребительные нормы.
Преодоление речевых ошибок.
Редактирование.
Связный текст как
совокупность
предложений, объединённых
одной мыслью, общей
стилистической
направленностью, единым
эмоциональным настроем.
Итоговая работа.

1

Пунктуационный
анализ.

1

Тест

1

Тест

1

Анализ текста.

1

Тест.

1
Анализ текста.
1

Анализ текста.

1

Анализ текста.

Учебно-методическое сопровождение
.
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11
классы. –М.: Просвещение, 2002.
2. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. –М:
Просвещение, 2000.
3. Школьные словари русского языка.Литература для учащихся.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».