РП Внеурочка, мигранты. 34 часа, 2 пол, 2 часа в неделю.docx

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа русского языка» для детей-мигрантов начальной школы
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на
основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа составлена на основе УМК «Русский язык для детей мигрантов и переселенцев от ступени к
ступени» Ф.Ф.Азнабаева, О.И.Артёменко, Г.А.Турова под редакцией Г.Н. Никольской. В настоящее время в России поставлена
государственная задача адаптации детей международных мигрантов средствами образования. Получение образования на
втором (неродном) языке является одним из ведущих способов интеграции в новый социум, способствует преодолению и
предотвращению этнических конфликтов и закладывает основы для движения к обществу «гармонии разнообразия» различных
культур.
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего
зарубежья.
Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российским образовательным
программам и учебникам, представляет огромную трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком,
но и плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема плохого знания русского языка не
единственная. Не менее сложно протекает социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре, традициям
и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Программа индивидуально-групповых занятий по развитию устной русской речи составлена для детей мигрантов,
обучающихся первый год в российской школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому
уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует требованиям, предусмотренным
государственным образовательным стандартом по русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком,
испытывают очень серьезные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и педагогами. Таким ученикам
необходима помощь в овладении, на первых порах.
Программа предполагает два направления деятельности: формирование речевой потребности ребенка (потребности
общаться со сверстниками, учителями и др.) и приспособление к такому общению.
Занятия по развитию речи призваны вооружить ребенка эффективными средствами речевого общения:
умением понимать русскую речь;
умением правильно говорить на русском языке;
умением выражать свои мысли, желания, планировать совместную деятельность, решать конфликтные ситуации;
умением использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
способностью слушать и понимать других;
умением использовать речевые игры для организации своего досуга.

Цели программы:
Образовательные - направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, овладение русским языком
и введение в активный словарь русских слов, развитие познавательной активности, развитие коммуникативных умений
учащихся, расширение знаний учащихся об окружающем мире, формирование положительного отношения к учебе.
Воспитательные - направлены на решение вопросов социализации и адаптации, повышения самостоятельности,
становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитание положительных личностных качеств.
Коррекционные - направлены на компенсацию отставания в речевом развитии, накоплении и увеличении словарного
запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего продвижения в учении, учитывая
индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
Основные задачи:
Корректировка и развитие навыков произношения и интонирования речи.
Развитие навыков чтения, говорения, слушания и письма.
Освоение грамматической базы русского языка в пределах первого сертифицированного уровня государственных
стандартов по русскому языку для иностранцев.
Освоение лексики, обеспечивающее общение в рамках обозначенных тем бытового характера, а также овладение
лексикой основных предметов базового плана начальной школы, обеспечивающей включение ребенка в процесс обучения.
Освоение культурно-страноведческой информации, необходимой для адаптации ребенка к новым условиям жизни
(формирование фоновых знаний).
создание речевых ситуаций, мотивированных на изучение русского языка;
создание необходимых условий для успешного овладения устной русской речью;
развитие интереса к русскому языку;
развитие мелкой моторики руки через штриховку, раскрашивание.
Главные принципы, лежащие в основе занятий по данному курсу:
Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития.
Принцип оптимистического подхода (создание ситуации успеха).
Принцип поэтапного формирования умственных действий.
Принцип практической направленности изучаемого материала.
Принцип связи обучения с жизнью (опора на жизненный опыт ребёнка.
Общая характеристика курса
Материал программы рассчитан на освоение его в течение учебного года.
Программа занятий предусматривает взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению,
чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
На каждом занятии должны решаться коммуникативные и познавательные задачи с опорой на расширение и уточнение
круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; формирование навыков связной устной речи:
возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно.

Среди речевых упражнений приобретают большое значение словарные, композиционные (анализ и составление
рассказов простейшего вида) упражнения. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом
дает детям возможность понять сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повышает уровень их
умственного и речевого развития.
Особую значимость приобретает направленность программы на развитие личности младшего школьника, его
мировоззрения, творческих способностей, умение слушать и контролировать свою и чужую речь, а также формирование в
процессе обучения доброго, уважительного отношения к человеку, организацию активной речевой деятельности учащихся.
Разработанная программа создает основу для развития речи школьников.
Содержание контроля.
В конце каждого концентра дается тестовая работа для оценки уровня усвоения материала.
Для определения уровня знаний по данному курсу, используются индивидуальная и фронтальная устные проверки.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в которой участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию
вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Можно выделить следующие формы
индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с
помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали
с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии,
совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть
явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины,
самого познания как ценности.
Ценность семьи.Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным
идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности,
целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду,
творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре,
её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление простейших моделей);
осуществлять анализ и синтез;
развитие дикции, устранение дефектов речи (работа со звуковыми моделями);
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Предметные УУД:
Чтение
1. Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и отдельные главы, а также
текстовый материал на определенной странице книги.
2.
Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
3. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 150-200 слов. К тексту
можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря.
Количество воспринимаемой информации - 80-90%. Показателем сформированности умения является количество и качество
воспринятой информации.
4. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике объемом 20-120 слов. К
тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со
словарем. Количество воспринимаемой информации - 70%. Показателем сформированности умения является количество и
качество воспринятой информации.
Говорение
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации по заданной теме применительно к
речевой ситуации. К концу курса количество стимулирующих реплик должно быть в пределах 4-6. Диалог-расспрос ведется
без подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в виде монолога-воспроизведения
(пересказ) с опорой на вербальные средства (план, опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема,
таблица, тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной подготовки. Показателем
сформированности умения является соответствие логике изложения и заданной степени свернутости текста. Объем
предъявляемого текстового материала до 120 слов. Тематика определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное монологическое высказывание на
определенную тему с опорой на вербальные и невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию
самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее информации. На подготовку
монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты. Показателем сформированности умения является адекватность
монолога заданной теме, логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
4.
Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо. Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова, словосочетания и небольшие тексты по
предъявленному ранее материалу. (Диктант)

Тема урока

1

Введение.
знакомы!

Календарно-тематическое планирование
Кол-во Основные
вопросы,
Характеристика
часов рассматриваемые на занятии
деятельности учащихся
Мотивация детей мигрантов Будем
Определение целей и
задач
осознание языка как средства
дополнительных занятий
1
общения людей.

2

Соотнесение предмета
и слова, его названия. 1

3

Соотнесение действия
и слова, его названия. 1

4

Предмет и его
действие.

1

Учить детей мигрантов называть Уметь соотносить слово и предмет.
предметы на русском языке, Знать названия предметов обихода.
используя предметные картинки Узнавать предметы по их названию.
по
теме
Работа в паре. Уметь обобщать
«Транспорт»,
«Игрушки», понятия, классифицировать.
«Предметы домашнего обихода»,
«Школьные
принадлежности».
Развивать
внимание, память (зрительную,
слуховую), мелкие мышцы кисти
(штриховка).
Учить детей мигрантов правильно Уметь
соотносить
действие
называть действия каких-либо предмета и слово, его название.
предметов, используя предметные Участвовать в диалоге, задавать
картинки с выраженным действием вопросы другому.
предмета.
соотносить
действие
Развивать
умения
правильно Уметь
называть предметы и их действия предмета и слово.
того,
что
ясная,
на темы: «Г ородская улица», Понимание
«Детские игры», «В школе» и др. правильная речь - показатель
Развивать русскую речь через культуры человека; желание умело
построение простых ответов на пользоваться русским языком и
вопросы учителя по теме занятия. элементы сознательного

Дата

отношения к своей речи.
5

Слова-обобщения.
1

Учить
называть
обобщающие Принимать и сохранять учебную
понятия к различным группам задачу.
предметов: животные, профессии, Уметь обобщать,
растения,
транспорт,
посуда, классифицировать
инструменты, игрушки, движения. предметы.
Развивать мелкую моторику руки
через штриховку.

6

Слова,
называющие
признаки предметов.

7

Постановка ударения в
словах

8

9

Один - много.

Чего не стало?

1

Учить детей мигрантов правильно Участвовать в диалоге, в общей
определять и называть признаки беседе, выполняя принятые правила
предметов по форме, размеру, цвету, речевого поведения (не перебивать,
материалу. Развивать внимание, выслушивать
собеседника,
наблюдательность, слуховую и стремиться понять его точку зрения
зрительную память, мелкие мышцы и т.д.); задавать вопросы, отвечать
пальцев (раскрашивание).
на вопросы других.
Развивать умения произносить слова с Выполнять учебные действия в
правильной постановкой ударения. материализованной,
Работа проводится по типу: вопрос - речевой
или
ответ с использованием
умственной форме; использовать
картинок,
бытовых
речь для регуляции своих
ситуаций.
действий.
Учить детей правильно образовывать
Участвовать в диалоге, в общей
формы
множественного
числа
беседе,
выполняя
принятые
простых предметов (имён существ.).
правила речевого поведения.
Развивать память, внимание, речь
Использовать речь для регуляции
через построение ответов на вопросы
своих действий.
учителя.
Учить детей правильно образовывать Выражать свои мысли, чувства в
формы
множественного
числа словесной
форме
соблюдая
предметов (имён существительных) в нормы литературного языка.
родительном падеже, используя серии Работа в группе.
предметных картинок
по
«Фрукты», «Овощи»,
«Транспорт»,
«Животные»,
«Школьные принадлежности»

10

11

Назови ласково.

Назови
детёнышей
животных

Строить несложные рассуждения,
Развивать умения детей образовывать
устанавливать
причинно
уменьшительно -ласкательные формы
следственные
связи,
делать
простых предметов (имён существ.),
выводы,
формулировать
их.
используя предметные картинки по
Выражать свои мысли, чувства в
темам «Мебель», «Овощи», «Посуда»,
словесной форме соблюдая
«Фрукты»,
«Одежда».
Развивать
нормы
литературного
мелкую моторику кисти (штриховка).
языка.
Учить детей правильно называть Участвовать в диалоге, в общей
детёнышей диких и домашних беседе,
выполняя
принятые
животных.
правила

12

13

14

15-16

Сколько чего?

Предметы и предлоги

Согласование
предметов и их
признаков

Согласование
предметов и их
действий по числам и
родам.

Развивать
память,
внимание,
речевого поведения.
наблюдательность.
Развивать умения детей мигрантов Выраженный
согласовывать
числительные
с познавательный
названиями
предметов
(именами интерес к русскому языку;
существ.). Развивать внимание,
сознательное
отношение
к
наблюдательность,
умение качеству своей речи.
вести счёт предметов.
Учить детей правильно использовать в Строить несложные рассуждения.
русской речи предлоги с названиями Выражать свои мысли, чувства в
предметов (на столе, в пенале, через словесной
форме
соблюдая
дорогу, без хлеба, у дома и др.) нормы литературного языка.
Развивать мелкую моторику кисти
(штриховка).
Развивать
умения
правильно Выраженный
образовывать согласованные формы познавательный
предметов
и
их
признаков интерес к русскому языку;
(краснаялента, красный шар, красное сознательное
отношение
к
платье).
Расширять кругозор качеству своей речи.
учащихся.
Развивать умения детей правильно Оценивать свои достижения,
образовывать согласованные формы осознавать трудности.
предметов и их действий по числам и Сознательное
отношение
к
родам (в прош.вр.): машина едет, качеству своей речи.
машины едут; мама пришла, папа
пришёл, дети пришли. Развивать
внимание,
память,
логическое
мышление, наблюдательность.

17

Гласные звуки
русского языка

Согласные
звуки
русского языка
18

Особенности произношения Строить несложные рассуждения.
гласных
звуков
Выражать свои мысли, чувства в
русского языка. Определение словесной форме соблюдая нормы
места гласного звука в слове на литературного языка.
слух. Определение
ударного
и
безударного гласного звука в
слове.
Особенности
Строить несложные рассуждения.
произношения
Выражать свои мысли, чувства в
согласных
звуков
русского
словесной
языка.

19

20

21-22

23-24

Звуко-буквенный
анализ слова.

Звуки и буквы
русского алфавита.

Для чего нужна речь.

Слушаем и
пересказываем сказки

Мягкие и твёрдые согласные форме соблюдая нормы литературного
звуки. Определение согласных языка.
звуков в слове на слух.
Развивать умения проводить Понимать информацию,
звукобуквенный анализ слов: представленную в изобразительной,
определять последователь-ность
схематичной форме;
и место звуков в слове, давать переводить её в словесную форму
им характеристику.
Развивать умения различать Понимать информацию,
звуки и буквы
русского представленную в изобразительной,
алфавита.
схематичной форме; переводить её в
Особенности гласных звуков и словесную форму
букв, особенности согласных
звуков и букв. Чтение слогов.
Раскрытьв доступной форме Отличие письменной речи от устной;
основные функции
речи отличать предложения от текста.
как
Строить несложные рассуждения
средства общения, передачи и
усвоенияопределённой
информации, поведения людей.
Развивать навыки пересказа Составлять рассказы на
основе
народных сказок (русских, услышанного.
грузинских,
африканских, Выражать свои мысли, чувства в
хантыйских и др.), коротких и словесной форме соблюдая нормы
простых по своемусодержанию: литературного языка.
«Лиса и Заяц», «Умная дочка»,
«Лентяйка», «Теремок» и др.
Развивать внимание, устную
речь, мелкие мышцы кисти
(рисование).

25-26

Учимся вежливости

Учить
детей
мигрантов Строить несложные рассуждения.
употреблять в устной речи Выражать свои мысли, чувства в
различные формы приветствия, словесной форме соблюдая нормы
знакомства, литературного языка.
прощания,
просьбы,
благодарности, отказа. Учить
правильному
использованию
сопровождающих
мимических и пантомимических
действий.

Учим стихи наизусть
27-28

29

Построение диалога.

30

«Сядем на пригорке да
расскажем
скороговорки»

31

32

«Всё равно тебе
водить»

Построение описания

Развивать слуховую память, Оценивать
свои
достижения,
устную речь
с
осознавать трудности, искать их
помощью заучивания
причины и способы преодоления
четверостиший
(А.Барто,
Ю.Тувима, С.Маршака).
Учить
учащихся правилам
построения диалога (вопрос ответ) с
использованием
сюжетных
картинок на темы «Игры детей», Уметь вести диалог, выражать свои
«Моя любимая игрушка» и др. мысли, чувства в словесной форме
Объяснить
детям
роль Оценивать
свои
достижения,
скороговорок
в осознавать трудности, искать их
совершенствовании устной
причины и способы преодоления
речи.
Развивать
артикуляционный
аппарат
учащихся. Развивать память,
мышление, мелкие мышцы
кисти.
Познакомить
учащихся
с Работа в группе.
жанром детского фольклора - Использовать речь для регуляции своих
считалкой. Разучить две-три действий
считалки, обращая внимание
учащихся
на
ритмическое
звучание. Развивать память
слуховую, внимание, умение
работать в группе.
Особенности
описательной Строить несложные рассуждения.
речи. Учить описывать один Выражать свои мысли, чувства в
предмет, употребляя в речи и словесной форме соблюдая нормы
названия предмета, и признаки литературного языка.
предмета и действия предмета.
Развивать
навыки монологической речи.

33

Если слово непонятно

Значение слова. Непонятные Осуществлять поиск
необходимой
слова. Показать учащимся, что информации
в
дополнительных
значение слова можно объяснить доступных источниках.
с помощью других, понятных
(знакомых) слов. Развивать
мелкие
мышцы
пальцев
(рисование).

34

Проверочная работа
«Составь и расскажи
сказку»

Провести проверку полученных
результатов в течение всех
занятий: составить и рассказать
сказку по серии картинок.
Развивать умение отвечать на
вопросы учителя.

Составлять рассказы на
основе
услышанного.
Выполнять учебные действия в речевой
и умственной форме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».